Политические и правовые взгляды Владимира Мономаха. Теория «Москва - Третий Рим» Филофея.
Теория «Москва - Третий Рим» Филофея.
1. Политические и правовые идеи в произведении Иллариона “Слово о законе и благодати”
Политическая и правовая мысль России формировалась под угрозой подчинения России Византии. В этот период теоретики пытались обосновать господство византийского государства и идеологии: утверждали необходимость политической опеки над киевским государством со стороны Византии. Аргументы:
на Руси христианство распространилось из Византии;
глава Русской православной церкви назначался греческим Митрополитом;
русский народ не способен к самостоятельной духовной и политической жизни необходима политическая опека. Россия – решительный отпор этим притязаниям: священником Илларионом (в будущем митрополитом) в трактате “Слово о законе и благодати”.
“Слово ...” – это первый дошедший до нас источник политической мысли в России. В нём обосновывается политическая программа независимости русского государства и русской церкви от притязаний Византии. В трактате И. Выдвигает идею равенства всех христианских народов, к которым принадлежит и русский народ.
В Византии в то время распространилась теория благоизбранности первого народа (греческого), т.е. теория вселенской империи церкви. И. Заявляет, что время благоизбранности народа прошло и наступило время свободного приобщения всех народов к христианству. Принятие Русью христианства свидетельствует о равноправии Руси с другими государствами, поэтому она не нуждается в опеке.
Его концепция по характеру является религиозно-социологической. Суть её: И. Исторический процесс характеризует как смену принципов религии (эпоха принципов Ветхого и Нового Заветов). В основе Ветхого Завета лежит принцип закона, а в основе Нового – принцип благодати. Благодать – это истина. Закон – лишь тень истины, слуга-предтеча благодати. Когда господствовал принцип закона, был благоизбранным первый народ (иудеи). С появлением принципа благодати образовалось сообщество равноправных христианских народов. Русь равноправна с другими, “есть ведома и слышна во все концы земли”.
Более поздние – летописи Киево-Печёрской Лавры и других русских монастырей.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 790;