Падуанский, опираясь на философию Аристотеля, развил светскую теорию государства и права.
Труд – “Защитник мира” (1324 г.) выражает его отношение к современности. В нём он анализирует обострившиеся противоречия в Италии и выступает за установление спокойствия, мира в обществе. Чтобы установить мир, необходимо установить причины вражды. Основа вражды – ложное представление о духовной власти, её миссии в обществе. Церковь должна быть отделена от государства и должна заниматься своими проблемами, а именно, проповедями, причастиями, но не принуждать, не наказывать, т.к. это прерогатива не церкви, а светской власти.
Государство возникает в результате разрастания семьи (патриархальная теория). Государство возникло в результате объединения родов в государство. Государство, призванное обеспечить мир в обществе призвано исходить из того, что его целью является благо всех членов общества. Источник власти – народ, носитель суверенитета, верховной власти.
М.П. в первый ряд выдвигает концептуальную идею о суверенитете народа. Концепцию позже создал Ж.-Ж. Руссо.
Чтобы в обществе существовал мир, необходимо, чтобы социальные группы общества занимались своим делом. В государстве существует 6 общественных групп, сословий, которые образуют 2 категории: низшая, высшая.
Низшая: земледельцы, ремесленники, торговцы. Всех представителей объединяет то, что они заняты личными интересами. Высшая: духовенство, военные, администрация. Они все выполняют общественные обязанности.
И всё было бы хорошо, если бы каждое сословие занималось своим делом, не вмешивались в дела других сословий. Эта позиция направлена прежде всего против вмешательства духовенства в мирские дела.
М.П. сторонник сословно-представительной монархии. Она может обеспечить законодательство народу через представительный орган. В монархии 2 ветви власти – законодательная и исполнительная.
Власть действует посредством издания законов. Закон – это веление, подкреплённое реальной угрозой наказания или обещанием реальной награды. Различает понятие закона в широком и узком смысле. В широком – всякое суждение как следует и как не следует поступать. В узком – веление как следует и как не следует поступать. Если закон угрожает наказанием или обещает награду в земной жизни – это юридический закон, если в загробной – религиозный. Принципиальное различие между правом и моралью – юридический закон предусматривает реальную угрозу наказания или награды.
Впервые разграничил право и мораль. Право обеспечивается реальной мощью государства, мораль такими свойствами не обеспечена.
Народ лучше знает, какие законы нужны, следовательно его представители должны издавать их. Народ лучший исполнитель законов, следовательно право назначать тех, кто следит за соблюдением законов.
До сих пор спор – кого он подразумевал под народом? Мы исходим из нашего понятия народа.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1029;