Политические и правовые идеи Реформации
Движение это по своей идеологической форме религиозно, а по сути антифеодальное. Ближайшая цель его – исправление официальной доктрины Римской католической церкви. Ближайшая задача – перестройка церковной организации, взаимоотношений церкви и государства. Главный очаг движения – Германия.
В нём 2 лагеря:
1. возобладали имущие элементы оппозиции (часть князей, низшее дворянство è за счёт конфискации церковного имущества обогащались и становились более независимыми.
2. народные массы (крестьяне, плебеи). Они боролись за революционное переустройство мира, за социальную справедливость.
У этих лагерей выработались различные политические программы, но было и общее: все они признавали единственным источником религии и религиозной истины Священное Писание и все отвергали Священное Предание. Верить в бога необходимо без посреднической роли духовенства. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против зависимости от Римской курии.
Крупнейший идеолог бюргер-крыла (1-ый лагерь) – Мартин Лютер (1483-1546). Исходным пунктом лютеровского учения является тезис о том, что «спасение достигается исключительно верой»
Важнейшее исходное положение учения М.Л. было убеждение в том, что спасение достигается исключительно верой, и каждый верующий оправдывается лично перед богом и как бы становится священником самому себе и не нуждается в услугах католических священников. Богу обязаны повиноваться все, начиная от Папы Римского и кончая крестьянином и плебеем. Клирики ничем не отличаются от мирян. Все сословия одинаковы. Ведение истинно христианского образа жизни обеспечивается мирским порядком, государством, законами. Законы опираются на естественное, а не божественное право. Государство представляет собой организацию, которая устанавливает их и охраняет с их помощью граждан, единство между различными слоями общества с их различными потребностями и религиозными верованиями.
Государственная власть, опираясь на естественное право, управляет поведением людей, имуществом и вещами. Внутренний мир человека, свобода души – вне юрисдикции государства, за пределами его законов.
Светская власть в сфере естественного права должно руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, которые определяются человеческим разумом. Разумно управляет, властвует тот князь, монарх, который употребляет власть не как привилегию, а как бремя, возложенное на него богом. Призывал подданных быть покорными, смиренно переносить чинимые им несправедливости (кто не любит вина, женщин и песен, тот дураком и умрёт).
2-ой лагерь возглавлял Томас Мюнцер (1490-1525). Т.М. выступал за бескомпромиссную борьбу против всякой эксплуатации, неравенства, власти князей, засилья церкви. Идеология подготавливала крестьянскую войну в Германии 1524-1525. Идеи восставших, угнетённых наиболее полны в 2-х доктринах: “12 статей”, “Статейное письмо”.
В “12 статьях” необходимость выборности, сменяемости духовных лиц общин, требование отмены крепостного права, уменьшение размера подати, оброка, барщины, требовали устранить произвол, чинимый судами. В “Статейном письме” предъявлялись ещё более радикальные требования, призывы к крестьянам объединяться в крестьянские союзы и братства, и сообща всеми средствами, в т.ч. и насильственными, бороться с тяготами, создаваемыми духовными и светскими властями. Необходимо установить справедливый строй, который служил бы общей пользе. Власть должна принадлежать простому народу и это надо осуществить с помощью меча. Такой путь неизбежен, законен. Новый строй должен прибегать к мечу, чтобы защищать общество от посягательств эгоистичных социальных группировок.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 851;