Учение Ж. Бодена о государстве и праве
Ж. Боден (1530-1596) известен в ИППМ как создатель теории государственного суверенитета. С его точки зрения государству присущ суверенитет – неотъемлемое свойство, черта, и именно суверенитетом отличается государство от семьи как изначальной ячейки, из которой и образуется государство. Семья – прообраз государства, так же как в семье в государстве должен быть глава, т.е. абсолютный монарх.
Государство – управление множеством семейств (у некоторых исследователей вместо термина “семейство” употребляется понятие “домохозяйство”) и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву.
Государственная власть выступает в результате договора. Высшая цель государства – забота об истинном счастье индивида (не внешнее благоденствие, а обеспечение мира в обществе, защита от нападения извне). “Истинное счастье – познание Бога, человека, природы”. Главным является почитание Бога.
Суверенитет подразделяет на внутренний и внешний. Внутренний суверенитет – верховенство политической власти внутри страны. Никакая власть внутри страны не может стоять рядом с королевской. Внешний суверенитет – независимость высшей государственной власти от других властей, стоящих рядом с ней (независимость французского короля от германских императоров и Папы Римского). Признаки суверенитета:
· постоянство;
· неограниченность;
· единство и неделимость.
Постоянство означает власть бессрочно, т.е. наследственно, а не через выборы. Неограниченность – власть стоит выше закона. Законы не могу ограничить власть в принципе, но есть ограничение для власти монарха – законы божеские и естественные. В числе естественных В. Имел ввиду право на частную собственность, следовательно король, обладая абсолютной властью, не вправе устанавливать налоги и собирать сборы, т.к. нельзя посягать на чужое добро. Т.о. суверенитет не связан только с законами, исходящими от государства. Суверенитет устанавливает законы, но не создаёт право. “Право несёт с собой справедливость, а закон – приказ. Право – цель бытия государства”. Единство и неделимость – принадлежность власти только одному лицу.
Власть коренится в народе, т.е. совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ.
Идеал монарха – такой, который боится бога, милостив к провинившимся, смел в осуществлении планов, непоколебим в данном слове, внимателен к друзьям, и т.д.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 758;