Учение Гроция о государстве и праве
Гуго Гроций (1583-1645). Его считают «Отцом международного права». Он выдвинул идею «общественного договора» первым в истории политической мысли Нового времени.Он основоположник классической естественной школы права и науки МП. Своё учение он изложил в знаменитой книге “О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а так же принципы публичного права”. Эта книга имела колоссальный успех. За 50 лет она переиздавалась 45 раз, в т.ч. и на русском языке. Он необыкновенный мыслитель. Уже в 8 лет писал стихи на латинском языке. В 11 поступил в Лейденский университет, в 15 защитил “Тезисы о философии и юриспруденции”, был удостоен звания доктора права. А звали его “Чудо Голландии”.
Он считает, что существует право естественное и волеустановленное. Волеустановленное опирается на право божественное и Священное Писание. Естественное право – это требование человеческого разума, которое коренится в природе человека. Природа человека – это мать естественного права. Требованиям человеческого права должны соответствовать нормы права волеустановленного:
· не трогать чужого добра;
· возвращать то, что нам не принадлежит;
· вознаграждать за причинённый вред;
· испрашивать обещание;
· выдавать заслуженное наказание
и др.
Право – это то, что не противоречит справедливости, то, что противно природе существ, обладающих разумом. Праву этому должно соответствовать божественное право. Даже бог не может сделать так, чтобы 2*2 не равнялось 4, но может дураку помешать быть дураком. Положительное право должно соответствовать естественному. Право как воплощение справедливости призвано обеспечивать, реализовывать справедливость.
Учение о государстве. Государство является результатом сознательной деятельности людей. Оно возникает в результате общественного договора, волеизъявления людей, в результате их согласия. Государство есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. Государство характеризуется тем, что ему присуща верховная власть, действия которой не подчинены иной сласти и не могут быть отменены чужой властью по её усмотрению.
Вслед за Веденом он полагает, что государству присущ суверенитет. Носитель его – первое лицо или несколько лиц государства. Носитель власти в собственном смысле один или несколько лиц сообразно законам того или иного народа.
Принципиально суверенитет принадлежит народу, который добровольно (по договору) передаёт его избранным лица. Суверенитет – зрение, принадлежащее человеку. Народ, создавая государство, мог избрать любую форму правления (монархию, аристократию и т.д.), но избрав её – обязан повиноваться правителю, без согласия которого не может изменить форму правления. Народ должен подчиняться, терпеть “для охраны спокойствия”. Если не терпится, то наступает момент крайней нужды. Злоупотребление властью ведёт к гибели народа. Тогда народ вправе восстать, восстание будет правомерно. Нельзя знать как управлять королевством, если не знаешь правильно управлять городом (деревней, семьёй, собой, рассудком).
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1081;