Политичесоке и правовое учение Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679). Написал в 1661 г. свой основной труд – “Левиафан” – дьявол, дракон-чудовище. Государство – это Левиафан. Гоббс считал, что естественное состояние человеческого общества – это «Война всех против всех».Гоббс как и голландцы – сторонник классической естественной школы права. Исходит из того, что в догосударственный период было естественное состояние человека, и чтобы не ошибиться в политических выводах, необходимо исследовать природу человека там, в естественном состоянии, где она ничем не связана.

Человек по природе стремится к общению, но не потому, что стремится общаться или к высшей форме организации. Человека влечёт не инстинкт общения, а его эгоизм, личная выгода. Эгоизм и страх ведёт его к нему.

Гоббс делает вывод: homo homini lupus est. Человек ищет в обществе господства. Не любовь к людям, а жажда славы, удобства ведёт к обществу. Аксиома – стремление к выгоде, господству, славе, наслаждению.

В естественном состоянии силы людей равны è каждый имеет право на всё, захватить всё  взаимный страх (захвата)  война всех против всех. Человеческая жизнь – состязание в беге. Каждый стремится стать 1-м в отношении остальных. Естественное состояние – самый жалкий удел человека. Жизнь там одинока, бедна, груба, кратковременна. Такое состояние противоречит здравому рассудку, разуму  существует необходимость выхода из этого состояния  необходим мир  1-й разумный естественный закон – поиск мира. Мир может быть достигнут лишь взаимным согласием  возникают договора об объединении (т.е. результат деятельности 1-го разумного естественного закона). 1-й разумный естественный закон влечёт за собой еще несколько законов, требований:

· обязанность проявлять благодарность;

· прощать прошлые обиды;

· проявлять уважение к другим;

· быть скромным;

· быть беспристрастным;

· никто не должен быть судьёй в собственном деле;

· не должно быть пьянства и всего, что затемняет рассудок.

 всего 18 законов выводится из 1-го закона.

Чтобы этот мир гарантировался, необходимо кроме договора об объединении заключить договор о подчинении, которым и учреждается государство. В результате – все естественные права человека передаются государству, и человек становится рабом государства. Но в отличие от рабства подданный становится рабом по отношению к государству, а не к другим подданным. Подданные – те же рабы, но он служи государству, а раб, кроме того, и гражданину. Подданные должны беспрекословно подчиняться государственной власти, иначе придётся вернуться в естественное состояние, оказаться вне государства. Вне государства – владычество страстей, война, страх, зверство. В государстве – владычество разума, долголетия изысканности, знание, благосклонность и т.д.

Государственная власть может быть организована по-разному: во главе одно лицо (монархия), немногие лица (аристократия), демократия. Но из них только монархическая форма может гарантировать то, что характерно для государства. Предпочтение – абсолютной монархии. Государство есть единое лицо, воля во время действия договора считается волею всех.

Государство призвано осуществлять власть с помощью законов. Но законы должны соответствовать естественному праву. Закон и право существенно отличаются между собой: закон – узы, а право – свобода. Узы должны соответствовать праву.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 899;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.