Франсуа Вольтер
Франсуа Вольтер (1694-1778). Родился в семье нотариуса. В ней отражались в миниатюре все привычки большого света. В семье процветала находчивость, уважительное отношение к дамам. Образование он получил в колледже Сен-Луи. Стал изучать право, но тяготел к литературной деятельности. Так юрист из него и не вышел. Также был историком и философом. Кличка – “Царь Вольтер”.
Свои взгляды излагал не в трактатах, а в художественной литературе в форме сарказма, насмешки, у него было много врагов среди государственных деятелей. Дважды он заключался в Бастилию.
Труды – “Философские письма”, “Философский словарь”, “Политическое завещание”. Резко выступал против католической церкви, т.к. она отстаивала феодальный строй, режим неравенства. Он считал религию врагом прогресса, чудовищем суеверия, гадиной. Священники – это фанатики и шарлатаны.
Идеал Вольтера – свобода, т.е. иметь вокруг себя только равных. Однако он не был атеистом (был за религию атеистическую) – “если бы не было бога, его надо было бы выдумать”. Верить в него надо без посредников, без духовенства. Он против крепостного права, феодализма, феодальной раздробленности, партикуляризма права. Его идеал – частная собственность, как гарантия свободы, равенства, свободы слова, печати, совести. Вольтер был за порядок, просвещённую монархию. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона. Равенство – это равенство всех перед законом, отмена феодальных привилегий, но не равенство имущественное. Политическими права должны обладать только собственники. Должна быть свобода труда. Он за установление буржуазного строя. Путь к нему – реформы и просвещение, союз монархов и философов. Реформы:
· ликвидировать привилегии духовенства и передать государственным органам;
· упразднить церковные суды;
· изъять у церкви регистрацию актов гражданского состояния и передать их государственным органам;
· перевести духовенство на жалование и превратить их в государственных чиновников;
· отменить феодальные повинности крестьян;
· уничтожить таможни внутри Франции (на границах крупных городов и владений);
· установить единое законодательство, вместо множества “кутюмов”.
Выступал за закрепление принципа соразмерности наказания тяжести совершённого преступления, против пыток инквизиции. Осуждал смертную казнь и суровое наказание за богохульство, кощунство, колдовство.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 842;