Вольтер. Идеи свободомыслия и атеизма в философии.
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694— 1778) был одной из самых ярких и талантливых фигур во французском Просвещении. Писатель и драматург, философ и историк, психолог публицист, он везде выступал страстным противником религиозного фанатизма, борцом за веротерпимость и свободу людей. В своих многочисленных произведениях («Философические письма», «Рассуждения о человеке» и других — всего 70 томов) он проявил себя в качестве разностороннего и смелого мыслителя. Термин «вольтерьянство» в последующем стал символом свободы мышления и гражданской смелости.
Главным объектом критического мышления Вольтера был религиозный фанатизм (слепая вера в авторитеты и догмы) и связанная с ним идейная нетерпимость («ксенофобия»). Именуя религиозный фанатизм «гадиной», он страстно призывал «раздавить» его совместными усилиями всех просветителей. Люди вовсе не должны находиться во власти невежественных предрассудков, они ведь вправе быть свободными.
В своем понимании материи Вольтер не был атеистом, а стоял на позициях деизма. Философ полагал, что сотворив однажды этот мир и наделив его законами, Бог в дальнейшем уже не вмешивается в существование мира. Именно Бог как верховное существо «вложил в планеты ту силу, с коей они передвигаются с запада на восток; именно он заставил планеты и солнца вращаться вокруг собственной оси». Бог также начертал для всех тел единый закон, согласно которому все они одинаково тяготеют к своему центру. Наконец, он сотворил живые существа, коим даровал активную силу, с помощью которой они приходят в движение. В представлении Вольтера, Бог есть некий сверхъестественный механик, запустивший всемирный механизм, который далее функционирует уже по собственным законам. В последующем деизм Вольтера стал решительно преодолеваться в произведениях более радикальных французских просветителей (Ламетри, Дидро).
Материализм Вольтера проявился, в частности, в признании им большой роли ощущений и органов чувств в познавательной деятельности человека. Окружающий мир материален (вещественен), и самым надежным средством его познания является точное естествознание. Оно дает сведения о множестве свойств материи и «скрытых пружинах» природы. Сам же человек — это произведение природы, венец ее эволюции. Он является телесным существом, способным чувствовать и мыслить, а его повседневная деятельность напрямую зависит от органов чувств, нервов и мозга. Без них психика человека невозможна, она угаснет, а затем и вовсе умрет.
Вольтер подчеркивал, что несмотря на свою биологичность и телесность, человек в большей степени является существом все же социальным, более утонченным даже в сравнении с высшими животными. Он способен с помощью своего разума познавать природу и практически преобразовывать ее, создавать цивилизованное сообщество. «Инстинкт деятельности» — это весьма совершенное и эффективное орудие для достижения человеком благополучия и счастья. Человек оказался способен создать коллективный образ жизни, предметы культуры и законы, семью и государство, разнообразные формы искусства. Одним словом, он сотворил цивилизованный мир.
Французский мыслитель внес большой вклад в философское осмысление истории общества (его считают автором термина «философия истории»). Он полагал, что в центре внимания должна быть жизнь и деятельность простых людей, а не частная жизнь правителей. Важно исследовать и объяснить естественными причинами духовную культуру народов, их религию и мораль, искусство и философию.
История должна рассматриваться как всемирная, т.е. единая целостная, не сводящаяся к изображению якобы «богоизбранных» народов. Она представляет собой неумолимый процесс развития материального производства, орудий труда и ремесел, торговли. История – это также и борьба мнений, как истинных, так и ложных (суеверия, предрассудки, фантазии). «Мнения правят миром», -подчеркивал Вольтер.
Они (идеи, идеологии) и приводят в движение исторический процесс, упорядочивают весь хаос событий и явлений в нем. Философ резко негативно относился к средневековой церкви, считая ее воплощением невежества и суеверия, мошенничества и варварства, узурпации власти в обществе. По его оценке, христианская религия — это как бы сеть, с помощью которой мошенники уже более семнадцати веков опутывали глупцов; это кинжал, которым слепые фанатики убивали своих собратьев свыше четырнадцати столетий.
Несмотря на противоречивость и даже трагизм человеческой истории, Вольтер все же верил в грядущее торжество сил разума и цивилизации. Новое состояние общества он связывал с развитием наук и ремесел, овладением гражданами знаниями и преодолением на этой основе суеверий и предрассудков. Вольтер мечтал о том, что наступит день, когда к управлению обществом придут философы, и тогда утвердится «царство разума». С помощью мудрого и просвещенного государя общество избавится от несчастий и глупостей, от социальной несправедливости и неравенства. Вот тогда наступит эра свободы человека и веротерпимости («толерантности»), разумных общественных порядков и отношений между людьми.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1227;