Ш.Монтескье - идеи «географического детерминизма» и закономерного развития.
Начало французского Просвещения было связано с творчеством Шарля Луи Монтескье (1689 — 1755), философа и писателя. Свои идеи он изложил в таких трудах, как трактат «О духе законов» и роман «Персидские письма». В них была сделана попытка изложить основы материалистического понимания природы и общества, выявить законы их развития. Роман «Персидские письма» содержал в себе острую критику феодального строя Франции и института монархии. С таких же позиций Монтескье относился и к католической церкви, вскрывая ее корысть и лицемерие, нетерпимость по отношению к инакомыслию. Писатель призывал открывать законы природы и преодолевать тем самым наивную веру в чудеса. Критически относясь к религии, Монтескье вместе с тем допускал существование Бога как некоего «зодчего» природы, сотворившего ее и уже не вмешивающегося в дальнейшее развитие мира. Исследуя историю общества, Монтескье подчеркивал большую роль в ней материального производства — земледелия и ремесла, орудий труда, навыков людей.
Французский мыслитель попытался выявить наличие закономерных связей в истории человечества. Он делал это, обращаясь, в частности, к истории Римской империи, которая распалась в силу внутренних естественных причин (работа «Размышления о причинах величия и падения римлян»). По убеждению Монтескье, Великий Рим пал, прежде всего, из-за деспотического характера власти и отсутствия свободы граждан, неизбежного в связи с этим разложения нравов и трудовой морали.
Монтескье попытался вскрыть источники социальной борьбы в обществе. По его убеждению, это происходит на почве противоположности имущественных интересов людей. Социальные конфликты требуют правового регулирования общественных отношений.
Что касается законов общества, то они носят двоякий характер «Естественные» законы вытекают из биологической природы людей и побуждают их каждодневно совершать индивидуальные поступки (например, добывать себе пищу). Напротив, законы «общественного» состояния людей устанавливаются ими с помощью государства. Исследуя общество,
Монтескье выделил три вида права: международное, политическое (регулирование отношений между правителями и управляемыми) и гражданское, определяющее отношения между членами общества.
Что касается возможных форм государства («образов правления»), то Монтескье называл три основные: республику, монархию и деспотию. Последняя из них, по его мнению, наиболее опасна, поскольку порождает из себя беззаконие и произвол. Наиболее приемлема республика, когда власть находится в руках всего народа и осуществляется им на законных основаниях. Что же касается Политической свободы индивида, то она есть, по определению Французского философа, «право делать все, что дозволено законами». «Гражданская» свобода индивидапредполагает законность и безопасность существования. «Политическая» свобода означает прежде всего свободу слова и печати, совести. Весьма важной и цепной стороной политического идеала Ш.Монтескье было его положение о необходимости разделения власти в государстве. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти должны быть отделены и сдерживать друг друга. В противном случае может произойти узурпация власти одной из ее ветвей или органов Государства. Без разделения власти государственный строй никак не может считаться конституционным.
В социальной философии Ш.Монтескье имеется тезис о том, что форма государства и его законы во многом зависят от обстоятельств географического характера: климата, почвы, рельефа и территории той или иной страны. Так, жаркий климат якобы породил малодушие и рабство народов. Напротив, свобода и мужество европейцев связаны, по мнению Монтескье, с холодным климатом этих стран. Каждой форме правления присуща своя психологическая компонента («принцип правления»). У республики это добродетель, у монархии - честь, а у деспотии таковым является страх. Учение Монтескье об определяющей роли географической среды по отношению к строю общества принято называть географическим детерминизмом. Несмотря на некоторую наивность и прямолинейность, это учение все же содержало в себе зерна материалистического истолкования Вещественных явлений.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1127;