Рационализм как тип философствования.
Рационалистическая традиция раннего Нового времени наиболее полно была представлена в рамках «континентальной» философии, в отличие от английского эмпиризма. Рационализм развивался также в творчестве Б.Спинозы и Г.Лейбница.
Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632 — 1677) продолжал учение Р.Декарта. В своем основном философском труде «Этика» он исследовал тему природы человека, его свободы и познавательной деятельности. Свои основные идеи Спиноза изложил языком геометрии, ее аксиом и теорем.
Спиноза был убежден, что окружающий человека мир познаваем, а наиболее достоверное знание о нем несут идеи человеческого ума, представленные в математике. Субстанцией (основой) всего является Бог, присутствующий в природе в качестве ее универсальной (всеобщей) причины. Бог и природа слиты и нераздельны. Философ подчеркивал, что бесконечная природа является причиной самой себя. Спиноза выделял в природе прежде всего такие ее коренные характеристики («атрибуты»), как мышление и протяженность. Отдельные вещи («модусы») конечны и изменчивы, они существуют благодаря внешним причинам. В природе нет творения, а существует только естественное порождение. Субстанция всего (Бог) есть «природа творящая», а модусы — это «природа сотворенная».
Голландский философ отмечал, что ничто в природе не происходит без причины. «Не существует, — писал он, — ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы некое действие». Все чувства, мысли и действия человека возникают под воздействием внешних причин на тело. Познание мира проходит в своем развитии» три ступени.
Первая— это чувственное восприятие внешнего мира, представления о нем. Второйступенью являются рассуждения разума и получение мнений. И третья — истинное (интуитивное) и аналитическое знание, получаемое непосредственно разумом и независимое от чувственного опыта. Первая ступень характерна для повседневной жизни с ее «беспорядочным» опытом, вторая ступень являет собой получение частичного знания, требующего к себе критического отношения, третья ступень предполагает получение целостного знания, которое представлено в общих понятиях и отражает внутреннюю сущность вещей. Спиноза подчеркивал, что человеческий разум бесконечен и неисчерпаем в своих проявлениях и возможностях.
В окружающем человека мире все происходит в силу необходимости как закона этого мира. Будучи частицей природы, человек, вынужден полностью подчиниться ее законам, которые обусловливают «естественный порядок» в ней. Свободная воля человека не возможна, поскольку люди включены в мировую цепь причинно-следственных связей. Эти связи порождают все человеческие аффекты (страсти) — желание, радость, печаль.
Страсти господствуют над людьми, а не наоборот они парализуют волю и подавляют стремление к свободным действиям. Бессилие человека перед своими страстями есть, по определению Спинозы, рабство. Но несмотря ни на что, свобода человека все же возможна. Ее основным условием является познание необходимости (причинно-следственных связей и законов в окружающей природе) средствами разума. Это требует высших и достоверных знаний, что доступно лишь людям с философским складом ума. Важно, по словам голландского философа, «не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». Неудивительно, что свободные люди всегда живут по разуму, а не по Богу. По убеждению Спинозы, истина находится не в Библии, а в разуме. Не свобода всегда порождается невежеством, предрассудками заблуждениями. Лишь знание расчищает путь к свободе через преодоление различного рода страхов и суеверий.
В Германии принципов рационализма придерживался Готфрид Лейбниц (1646 — 1717), ученый и философ. Основой его философского творчества было учение о монадах. Под монадой он понимал простейшую духовную неделимую частицу, из совокупности, которых якобы и состоит мир. Монада сама по себе есть целый мир, активный и разнообразный. Каждая из них имеет индивидуальные свойства и не повторяет другие. Монады не воспринимаются органами чувств человека. Из их сочетаний образуются предметы природы — физические, биологические и иные.
Человек является носителем монад-духов, которые наделены сознанием. Верховной монадой являетсяБог как нечто абсолютно совершенное и деятельное. Каждая монада обладает внутренней активной силой, что обусловливает их самодвижение и развитие. Движение и жизнь, гармония буквально разлиты в окружающем мире. Иначе говоря, окружающий человека мир рационально устроен и являет собой «гармонию сущности и существования».
В своей теории познания Лейбниц подчеркивал, что органы чувств позволяют постигать только лежащее на поверхности, внешнее. Законы мира и его причины могут быть по-настоящему познаны лишь усилиями разума. В связи с этим имеют место как бы две истины — «истина факта» и «истина разума», — которые выражаю две основные ступени познания — чувственную и рациональную. Особое значение играют логика и математика, в отличие от опирающихся на эмпирические факты естественных наук. Логика и математика (Лейбниц стоял у истоков математической логики) обеспечивают высшую степень аналитичности и достоверности знания. Познавательная деятельность представляет собой как бы раскрытие тех интеллектуальных задатков, которые даны человеку от рождения.
Душа — это словно глыба мрамора, прожилки которой представляют собой прообразы и формы будущей «статуи», т.е. системы. знания. Познание есть творческая (созидающая) деятельность ума, в ходе которой раскрываются все новые и новые тайны окружающей природы. Непременным условием постижения истины немецкий ученый считал соблюдение закона достаточного основания, т.е. подтверждения выводов фактами, опытом.
Учение Г.Лейбница в основном завершает философский рационализм XVII века. Однако дух рационализма того времени имел место не только в философии, но и в естественных науках. Примером этого может быть, в частности, творчество И.Ньютона, ставшего вершиной научного мышления раннего Нового времени.
Исаак Ньютон (1643 — 1727) — выдающийся английский ученый, сделавший в науке ряд крупных открытий (дисперсия света, законы механики и др.). Он явился создателем классической механики, которая объясняла развитие природы движением и столкновением физических тел. Основные направления его научного творчества (оптика, механика и математика, астрономия) были объединены им в единую науку, которую Ньютон называл «натуральной философией», а его девизом был тезис «Домыслов не сочиняю».
Английский ученый создал учение об абсолютном пространстве и абсолютном времени. Материя рассматривалась им как инертная масса, приходящая в движение лишь посредством воздействия внешних сил (земного тяготения). В полном соответствии с духом механицизма Ньютон рассматривал движение лишь как перемещение тел из одной точки пространства в другую.
Абсолютное пространство — это как бы огромное вместилище материальных тел, а абсолютное время представляет собой непрерывный мировой поток событий. Весь космический механизм вечен и неизменен, а запущен в движение он «...по намерению и власти могущественного и премудрого существа». Бог не растворен в природе, как утверждал пантеизм эпохи Возрождения. По Ньютону, Бог есть не душа мира, а его «властитель» и всемогущий «повелитель». В целом творчество английского ученого было примером причудливого сочетания научных наивно религиозных представлений о мире. Что же касается научных взглядов Ньютона, особенно его классической механики, то они в немалой мере способствовали формированию научной картины мира.
Как уже отмечалось, раннее Новое время в философии дало всплеск духа рационализма. Это было вызвано появлением элементов промышленности и началом первой научной революции. Рационализм в философии предстал как культ человека и его мысли тельных способностей. Реакцией же на него явился агностицизм начала XVIII века, представленный в творчестве английских философов Джорджа Беркли(1685 — 1753)и Дэвида Юма(1711 - 1776).Беркли утверждал, что материальный мир независимо от человека не существует, что имеют место лишь ощущения и восприятия человека. Мир являет собой всего лишь «комплекс» наших ощущении их комбинацию. Материя — это «пустое и красивое» слово, опор безбожного атеизма и предмет для «мелочных» дебатов философов.
Что касается идей, то они якобы даны человеку от Бога как высшей и мудрой духовной причины. Как и Беркли, Юм тоже полагал, что человек имеет дело не с внешним миром, а с потоком своих ощущений и представлений. «Нам ничего не известно об окружающем ми ре» — подчеркивал философ. Мы всего лишь соединяем или же разъединяем наши впечатления и тем самым как бы конструируем из них мир. Деятельность разума не выходит за рамки обманчивой видимости вещей, и в силу этого мир для человека остается непознанным.
Своеобразное место в истории философии XVII века занимает творчество французского ученого Блеза Паскаля (1623 — 1662). Он был одной из самых крупных фигур в естествознании своего времени. В частности, им было открыто атмосферное давление и сформулирован закон давления в жидкостях, изобретена первая счетная машина. Однако его философским взглядам был присущ скептицизм, переходящий в агностицизм. Паскаль подчеркивал, что мировая действительность явно превосходит познавательные возможности человеческого разума. «Непроницаемая тайна мира» несравненно сильнее безмолвного человеческого созерцания.
Конечное (человек) бессильно объять бесконечное (мир). «Да и что значит сам человек в этом мире?» — вопрошал философ. Его начало и конец неизвестен, а существование лишь краткое мгновение. По определению Паскаля, человек есть всего лишь «мыслящий тростник», «тень, промелькнувшая на миг». Он — слабейшее из всех творений природы, и его существование является хрупким и трагичным. Величие человека состоит лишь в том, что он способен осознать свое бессилие и свою заброшенность в эту «бесконечную бездну». Разум человека - это его главная сила, но и она не спасает перед необъятной властью мира. Единственное, что остается человеку, — так это признать наличие Бога: бесконечного, неизменного и непостижимого.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1001;