Иррационализм А. Шопенгауэра.
Для понимания сути европейского иррационализма XIX в. надо посмотреть, что представляет собой его противоположность — европейский рационализм XVI— XIX вв.
Система европейского рационализма складывалась на путях изучения мышления и вычленения законов мышления. Уже Ф. Бэкон, затем Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц, Б. Спиноза и многие другие ищут законы “чистого разума”, т. е. разума, очищенного от заблуждений, разума всесильного, безграничного и могущего изменить жизнь людей по своим законам. Считалось, что “чистый разум” может дать метод, приемлемый всеми науками. Принципы разума могут лечь в основу морали, политики, свободы и т. п. На принципах разума следует строить совершенное государство. Историю также следует понимать с точки зрения разумности, рациональности. “Все действительное — разумно, все разумное — действительно”, — говорил Гегель.
Поскольку разум имеет законы (эти законы познает философия) и эти законы доступны для познания человека, то разумом можно управлять на основе знания его же законов. Т. е. возможен прогресс в обществе на основе применения законов разума, на основе просвещения людей. Возможно управлять природой, познавая ее разумное устройство, возможно безгранично развивать духовные и физические способности и силы человека.
Однако этой вере ученых и философов в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был нанесен тяжелый удар французской революцией 1779 г. Общество, провозгласившее разум божеством и официально положившее учение гениев Просвещения в основу политики, на проверку оказалось неразумным и нечеловечным. Террор и невиданные ранее зверства правительства, основывающегося “на принципах разума”, заставили задуматься над действительными возможностями науки и разума Оказалось, что наука и просвещение не всегда смягчают правы и устанавливают общую гармонию. Процесс добывания истины тоже доступен не всем и каждому, познание — “аристократично”. История скорее наполнена мифами и стереотипами, чем разумом. И главное— люди столько нуждаются в научной истине, сколько в устраивающих их жизненных мифах, “внутри” которых легче жить Развитие науки и техники может не только облегчить жизнь общества, но и при известных условиях вообще уничтожить самую жизнь. В самой философии после И. Канта (с его “Критикой чистого разума”) принципы рационализма были переосмыслены.
Именно отсюда и вырастает Артур Шопенгауэр — (1788—1860) и его иррациональная философия.
В своей основной работе “Мир как воля и представление” Шопенгауэр выступает как продолжатель дела Канта.
Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В мире есть “воля”. Волю надо понимать широко— не как качество человеческой души, а как порыв, существующий в природе и в обществе. Например, в мире животных есть “порыв” — стремление к сохранению жизни, в физическом мире есть “притяжение”, тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, рас, народов и отдельных людей. Воля “разлита в природе и обществе. Но эта воля— “слепа”, она не имеет разумной цели— иррациональна. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама воля безосновна и беспричинна. Она (воля) выступает как бесцельная потребность выжить, сохраниться. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов): властолюбие, мстительость, любовь полов и т. д. Если основа мира — “воля” неразумна, то и мир, по сути дела, — неразумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного обоснования. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние становятся большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религии мы пытаемся победить время через концепцию бессмертия души. Но это — иллюзия. Пространство враждебно человеку, оно разделяет людей. Причинность отбрасывает людей к разным состояниям жизни (к богатству и бедности, здоровью и болезни и т. д.).
В целом, жизнь людей — это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни заключается в понимании того, что мир — это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе “волю к жизни”, устранив аффекты, вызванные “волей”. Человек может придать своей жизни смысл — он в избавлении от “воли к жизни”.
Здесь А. Шопенгауэр дал “пессимистическую” интерпретацию учению о четырех благородных истинах. Он был первым западным философом, который систематически занимался восточной мудростью. Мы видим, что как и Будда, Шопенгауэр в качестве исходного пункта брал страдательную сторону жизни и пустоту существования. По его мнению, все живое пронизано неразумной, слепой и неутолимой жаждой жизни. Вот почему наше бытие наполнено страхом и болью. Неудовлетворенность и боль — вот наши главные ощущения. Желание является только иллюзией, возникающей лишь в преходящий момент удовлетворения этой вечной жажды жизни. Избавление от жизненных мук достижимо только путем отказа от воли к жизни. В этом Шопенгауэр следовал Будде. Шопенгауэр хотел так удовлетворить волю к жизни, чтобы не было никаких мотивов для дальнейших действий. Это состояние конечного освобождения, умиротворенного состояния ума, когда все желания молчат, Шопенгауэр описывает с помощью понятия нирваны.
Разделяя такую идею, Шопенгауэр приходит к “пессимизму”, к характеристике человека как существа, живущего не по законам общества и морального прогресса, к отрицанию возможности познать мир (т. к. у воли, разлитой в мире, нет законов), к отрицанию возможности построения счастливого и разумного государства.
Дата добавления: 2015-09-23; просмотров: 11710;