Трансцендентальная философия Канта.
Философия XIX века
Основы трансцендентальной философии Канта заложены в докторской диссертации “О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира”. С точки зрения человеческого познания, считал Кант, мир разделен надвое: мир Чувственно воспринимаемых вещей(мир феноменов) и мир, постигаемый нашим разумом, или(мир ноуменов, или“вещей в себе”).Умом мы постигаем то, чего не обнаруживают наши чувства. Какой же из этих миров доступен научному познанию?
Ответ на этот вопрос Кант даёт в книге “Критика чистого разума”, которая, по его замыслу, должна была дать “ключ к тайне всейметафизики”. Первая и главная наша ошибка, считал Кант, заключается в том, что мы требуем от нашего рассудка с его логическими способностями, понимания тех вещей, которые он просто не способен осмыслить, например души и мироздания. Каковы же способности “чистого разума”?
Чтобы ответить на этот вопрос. Кант ввел понятие“априорного” (т.е. до-опытного)знания. Наш рассудок мыслит определенными априорными формами, в рамках которых он только и способен формулировать знание о вещах, явленных человеку в процессе опытного чувственного познания. Эти априорные формы мышления Кант назвал “категориями чистого разума”:категории количества, качества, возможности, необходимости и существования, причинности. Область познания “чистого разума”, область науки ограничена теми вещами, которые поддаются описанию этими категориями, а так же категориямивремени и пространства, то есть — миром феноменов.
Метафизические идеи,ноумены, или “вещи в себе” в эту область не входят. Кант назвал ихтрансцендентными (то есть — запредельными) вещами или идеями. Такие идеи как, например,Бог, душа, целостный мир могут быть нами помыслены, но мы не можем доказать их существование. Саму же возможность разума мыслить, в том числе мыслить трансцендентные вещи, философ называлтрансцендентальной способностью, илиапперцепцией.Отсюда и отношение Канта кистине — всеобщий признак истины не может быть дан. Абсолютную истину познать невозможно, можно познать лишь относительную истину, главным критерием которой у Канта выступает “непротиворечивость суждений”.
Трансцендентные идеи непознаваемы априорно и, тем не менее, считал Кант, необходимы человеку в его практической жизни. В жизни всегда заострены вопросы морали и нравственности, вопросыэтики конкретного поступка.
Дата добавления: 2015-09-23; просмотров: 879;