Теория сверхчеловека
Книга “Человеческое, слишком человеческое” с подзаголовком “Книга для свободных умов” стала важным шагом на пути создания теориисверхчеловека. Ницше критиковал то, что он назвалслишком человеческимв человеке — тягу к привычному, к четким границам дозволенного, к догмам, боязнь самостоятельного мышления и ответственности. Леность ума, притупленность чувств, боязнь волевого решения — все это, считал Ницше, принижает человека, делает его несвободным — “как все”. Человеку, для того, чтобы быть человеком в высшем смысле этого слова, необходимо внутреннее духовное усилие, усилие ума и воли. В противном случае он становится частью “человеческого стада”, “массы”, опускается на уровень животного. Такие понятия, как честь, совесть, свобода, нравственность, не возникают сами по себе, для этого требуется усилие конкретного человека.
Эта тема нашла свое продолжение и в созданной в 1883—1884 гг. самой знаменитой книге Ницше “Так говорил Заратустра”. Поначалу, правда, эту книгу, написанную почти поэтическим языком, полную метафор, аллегорий, афоризмов и пародийных намеков на Библию, Шекспира, Лютера, Гомера, Гёте и Вагнера, почти никто не понял и не принял всерьез. Первый тираж ее составил всего 40 экземпляров. Но именно в ней Ницше наконец сформулировал понятие сверхчеловека: “Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?” Сверхчеловек есть человек, преодолевший в себе, через духовное усилие, “слишком человеческое”.
В аллегорической форме Ницше описывает три стадии духовного превращения человека в сверхчеловека. Первая стадия — верблюд: “Все самое трудное берет на себя выносливый дух, подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню”. Затем совершается второе превращение — во льва, который вступает в борьбу с “драконом”, имя которому — “Ты должен”: “Завоевать себе свободу и священное "нет" даже перед долгом — для этого, братья мои, нужно стать львом”. И, наконец, третья стадия — ребенок:
“Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения”. Философ критикует в этой книге и представление об устоявшейся добродетели — она нужна лишь для того, чтобы погрузить человека в сон, в “слишком человеческое”.
Ту же функцию исполнили, по мнению Ницше, церковные догмы и правила. Человеческая религия попыталась определить, что естьБог, что естьДобро и тем самым человек... “убил Бога”. “Бог мертв” — это не лозунг, а диагноз, поставленный Ницше человеческой культуре, религии и науке. Ницше считал, что центр духовной деятельности перемещается в человека. Раньше люди выносили его вовне, часто — в другие миры, поэтому актуальна была мечта “о другом мире”, но, писал Ницше: “другой мир вполне сокрыт от человека... и недрабытия не говорят к человеку иначе как в лице человека”. Иначе говоря, человек может соприкасаться с бытием через свою земную жизнь “здесь и сейчас”.
Ницше фактически первым предостерегал от опасности наступавшеймассовой культуры массового общества, в котором люди как пустые болванки будут наполненыидеологическими нормами и официозной моралью. Таково, к сожалению, свойство “слишком человеческого”. “Массовый человек” пуст — он наполняется извне определенной идеологией, которая одно называет“добром”, а другое —“злом”. Только заглянув “по ту сторону” таких вот “добра и зла”, заглянув в ту. духовную область, в которой пребывают истинные законыбытия мира, человек перестает быть пустым. В нем появляется его знание, на котором он может основывать свой выбор и свои действия, — человек становится свободным.
Дата добавления: 2015-09-23; просмотров: 2009;