Этические и политические взгляды Канта.

И чем более я размышляю,

тем более две вещи наполняют душу мою

всё новым удивлением и нарастающим благоговением:

звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне.

 

Кант (1724—1804) видел цель своей жизни в поисках ответа на вопрос, что должен делать человек, чтобы занять предназначенное ему место в мире, каким надо быть, чтобы быть человеком.

С точки зрения Канта каждый человек знает, в чем состоит его долг, как он должен себя вести. Присущее человеку чувство долга выражается в виде совокупности фиксированных нравственных норм, которым и должно подчинять свое поведение. Жизнь человека, по мнению Кан­та, протекает в борьбе с эгоистическими стремлениями, толкающими его к нарушению долга.

Поведение человека может быть безнравственным (попирающим нравственные нормы), нравственным (соответствующим этим нормам, но мотивированным чем-то, лежащим за пределами нравствен­ной сферы: страхом перед божественным наказанием или общественным осуждением, стремлением испытать чувст­во удовольствия от одобрения совершенного поступка) и, наконец, моральным (соответствующим нравственным нор­мам и мотивированным только уважением к ним). Факт морального поведения — поведения, осуществляемого во­преки естественным склонностям, из одного только уваже­ния к долгу, — говорит о том, что человек практически сво­боден, то есть в своем поведении независим от чувственного начала в себе, от внешнего принуждения. Таковым человек выступает как носитель всеобщего разума, как субъект доброй воли. Всеобщий разум и является законодателем морального поведения. Закон последнего, общий для всех разумных существ, названный Кантом категоричес­ким (безусловным) императивом (требованием), гласит: поступай так, чтобы максима (требование) твоей воли, могла стать основой всеобщего законодательства (т. е. источни­ком нравственных общезначимых норм).

Поскольку человек разумное существо, он может подчинить свою жизнь категорическому императиву, но поскольку он имеет и чувственную природу, проявляющую себя как стремление к счастью, он требует вознаграждения за моральное поведение, гарантий на его получение.

Безусловное уважение к проявлениям свободы друго­го является требованием, превышающим возможности че­ловека. Необходим институт, принуждающий к уважению свободы друг друга, ограничивающий, но не уничтожаю­щий свободу каждого из индивидов, живущих сообщест­вом. Таким институтом является правовое государство, для наиболее полного воплощения в жизнь идеи которого не­обходим вечный мир между народами. Человек должен быть законопослушным гражданином, отстаивающим не­насильственными методами идею правового государства и международный мир. Личная же добродетель заключается в действиях, приносящих счастье другим, и в постоянном моральном совершенствовании.

На основе исследования того круга вопросов, которые входят, как считал Кант, в сферу интересов прагматичес­кой антропологии, т. е. являются мировоззренческими, он приходит к выводу, что естественный ход человеческой истории ведет к становлению правовых государств отдель­ных народов, вступающих в союз, обеспечивающий вечный мир. Развитие же цивилизации, т. е. наук, искусств, мета­физики, если не прямо, то косвенно способствует разви­тию и распространению морального образа мыслей. Поэто­му человек может надеяться, что требования практическо­го разума не противоречат естественному порядку вещей, что должное реализуется в сущем, хотя никогда не вопло­тится в нем полностью.








Дата добавления: 2015-09-23; просмотров: 863;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.