Волюнтаризм А. Шопенгауэра.
Метафизика как учение о сущности, сверхчувственных основаниях бытия сохранилась и развивалась во второй половине XIX – начале XX в. в рамках иррационалистического направления.
Выход «за границы» разума в поиске сущности, первоначала произошел в философии Артура Шопенгауэра (1788 - 1860).
Приложение 5 к теме 3.2. Артур Шопенгауэр.
В его философии основой бытия, животворным бытийным началом оказывается не познавательная способность (разум), а воля.
Воля толкуется им как слепая, иррациональная, бессмысленная сущность («вещь в себе») всякого бытия (природы, общества, человека). Воля ненасытна, вечно неудовлетворена достигнутым, ей свойственно слепое бесконечное стремление.
Но «голодная воля» сталкивается с препятствиями, разладом, противоречиями, что и является источником страданий, избавиться от которых невозможно.
Таким образом, бытие человека в мире обречено на страдания. Так Шопенгауэр приходит к центральной идее своей этики, повторяющей, как можно видеть, первую из четырех «благородных истин» Будды.
В целом этика Шопенгауэра, основанием для которой и служит его онтология, воспроизводит главные мотивы индийской философии:
- смирение,
- сострадание,
- мироотречение.
В философии А. Шопенгауэра соединились две разные традиции: немецкая классическая философия И. Канта (онтология) и философия буддизма (этика).
В философии Шопенгауэра происходит традиционная для метафизики объективация структуры человеческой психики. Разум наделяется второстепенной, служебной по отношению к ней функцией. Познание по своей сути предназначено для служения воле.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1742;