Иррационализм

Одним из первых философов, деятельность которого ознаменовала поворот от классической философии к современной, одним из основоположников иррационализма XIX века был Сёрен Кье́ркегор(1913-1855) - датский философ, теолог и писатель. Всю жизнь он прожил в Копенгагене. За свою недолгую жизнь Кьеркегор написал очень много произведений. На русский язык переведены весьма немногие из его работ, издана книга под названием «Страх и трепет». Основная его работа называется “Либо – либо” (“Или – или”). Кьеркегор отличался поразительной ра­ботоспособностью (почти все основные произведения: “Или-Или”, “Страх и трепет”, “Повторение”, “Философ­ские крохи”, “Понятие страха”, “Этапы жизненного пу­ти”, “Заключительное ненаучное послесловие к фило­софским крохам” — были опубликованы им за четыре года, с 1843 по 1846; в 1849 вышла в свет “Болезнь к смерти”) и литературной плодовитостью (один только “Дневник” Кьеркегора занял 14 печатных томов).

Кьеркегор создал совершенно другую философию, осно­ванную на индивиде и значимости его личного выбора. Кьеркегор возражал, в частности, Гегелю и был его оппонентом, поскольку тот создал слишком безличную философию. Для Кьеркегора мысль Гегеля была столь абстрактной, что она не обращает внимания на конкретного человека и на важность его личного восприятия жизни. Кьеркегор говорил, что для людей осо­бенно важно жить осмысленной жиз­нью. А смысл, утверждал он, происходит от факта, что, осознают это люди или нет, их жизнь имеет вечное значение. Однако проблема в том, что большинст­во из нас верят в то, что жизнь имеет только временную важность.

Отец Кьеркегора был об­винен в неверности своей жене. Когда она и несколь­ко их детей умерли, он по­считал, что это его наказание за грехи. Выросший в таких обстоя­тельствах, Кьеркегор смог пере­оценить важность религии.

Эту проблему Кьеркегор описал с помощью стадий личного развития: эсте­тической[26](артистизм), этической[27](преданность долгу) и религиозной[28]. Этим стадиям соответствуют этапы духовного развития самого Кьеркегора. Толь­ко религиозная стадия, по его словам, дает жизни вечное значение. Согласно его взглядам, когда человек посвящает свою жизнь удоволь­ствиям и наслаждению (эстетическая стадия), он понимает, что эти удовольствия только временные. Артисты в его время избегали ответ­ственности и проживали жизнь, наслаждаясь каждой минутой, не за­ботясь о будущем и получая удовольствие от своей игры. Кьеркегор не относился к искусству так же, как Гегель и Шопенгауэр, и не считал, что оно может дать людям понимание вечности.

Он говорил, что если вы осознаете важность своего существования, то вы не будете удовлетворены жизнью, целиком посвященной искусству и удоволь­ствиям. Тогда ваша временность и незначительность будут наполнять вас от­чаянием. В таком случае вы можете либо продолжать жить в отчаянии, либо попробовать достигнуть более высокой, этической стадии существования. Когда вы начинаете брать на себя этическую ответственность, вы начина­ете ощущать вечность в вашей жизни. Это чувство вечности, однако, толь­ко частично и создает конфликты, которые опять приводят к отчаянию. Кьеркегор считает эти конфликты диалектическими, имеющими место между внутренним чувством временности и желанием вечности. Они могут подвести вас к осознанию необходимости усилия веры, чтобы войти в третью стадию личного развития — религиозное существование.

Кьеркегор утверждал, что достичь этой последней стадии можно только посредством усилия веры, потому что для того, чтобы сделать этот шаг, нет никаких рациональных причин. Его необходимо сделать без какого либо обдумывания и философского или религиозного обоснования. Вы должны сделать этот шаг так, потому что наиболее важна истина имен­но этой ситуации, а она, как считает Кьеркегор, субъективна, и только вы можете ее знать. Ее не может открыть какая-то философская система, та­кая как философия Гегеля, или религиозный институт, такой как церковь. Кьеркегор требует личного подчинения религии. Решение сделать это усилие дает как свободу, так и ответственность. Вам приходится жить с последствиями своего решения вести религиозное существование, но выбор делать именно вам: он не определяется никем иным, только вами, Совершив усилие веры, человек находит выход из страданий и обретает чувство вечной значимости своей жизни. Но решение стать человеком веры еще не означает, что вы будете свободны от всех проблем, как внешних, так и внутренних. Время от времени вам придется принимать это решение вновь. Тем, что он подчеркнул важность личной жизни и индивидуального ос­мысления своего бытия, Кьеркегор оказал большое влияние на всю ис­торию мысли. Его работы заложили основы одного из главных фило­софских течений двадцатого века — экзистенциализма — философии, которая делает акцент на личном существовании индивида.

Артур Шопенгауэр (1788—1860)

Родился в семье богатого купца, который хотел видеть своего наследника разносторонне образованным и открытым миру. Его мать была писательницей, хозяйкой литературного салона. Отно­шения родителей очень сильно повлияли на мировоззрение будущего философа. Мать была намного моложе отца и не скрывала, что брак с богатым купцом означал для нее возможность вести не стесненную в средствах светскую жизнь, т.е. она откровенно использовала отца, не изменив свой образ жизни даже в период его болезни. Так, по желанию отца, Шопенгауэр предпринял длительное путешествие по Европе в образовательных целях, побывал в Бельгии, Англии, Голландии, Швейцарии. После окончания университета Шопенгауэр пришел устраиваться на работу к самому Гегелю и, будучи принятым, назначил свои лекции на то же время, когда перед студентами выступал Гегель - ректор университета, философ в зените своей славы. Шопенгауэр, конечно, потерпел неудачу в этом соревновании - большинство студентов предпочли Гегеля и доработав семестр, он больше никогда преподавательской деятельностью не занимался, чем, правда, не был особенно опечален. Показателен, однако, факт непосредственного столкновения двух людей, представлявших две совершенно разные эпохи в философии. В 1818 г. Шопенгауэр закончил главный труд своей жизни - книгу «Мир как воля и представление», которая намного опередила свое время. Однако она не была замечена, понята, и почти весь тираж автор вынужден был забрать из издательства. . После этого Шопенгауэр попробовал препода­вать философию в Берлинском университете, где открыто враждовал с Гегелем и пытался конкурировать с ним как лектор. Шопенгауэр специ­ально назначал свои лекции на те же часы, что и Гегель, но в результате сам остался без слушателей. С начала 30-х гг. он ведет жизнь одинокого мыслителя, отвернувшегося от своей эпохи. В 1844 г. выходит второй том его основного труда, также не получивший ожидавшегося автором при­знания. Лишь в 50-е гг. начинается подъем популярности Шопенгауэра. Интерес вызывали в частности «Афоризмы житейской мудрости» — философские рассуждения о жизни, написанные доступным языком и адресованные широкому кругу читателей.








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1416;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.