Философия Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);
• диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
• «Феноменология духа»;
• «Наука логики»;
• «Философия права».
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это:
1) единственно существующая подлинная реальность;
2) первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
3) Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
В «Науке логики» абсолютная идея познает самое себя, законы своего собственного развития.Гегель выстраивает систему категорий (категории бытия, категории сущности, категория понятие).
Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Превращаясь в природу, идея опредмечивает себя в виде конечных, телесных единичностей, в том числе и человека. Идея создает природу, чтобы в ней был человек, его познание. Философия природы включает механику, физику и органическую физику. Здесь говорится о пространстве, времени, движении, функциональных системах. В целом эта часть системы Гегеля весьма архаична, содержит много спекулятивных построений, не всегда достигает уровня современного Гегелю естествознания. Конечное развитие идеи в природных формах – появление индивидуального сознания.
Переход от чуждой для идеи природы в область развития духа, развитие идеи в мышлении и истории («Философия духа»). На этом этапе абсолютная идея как бы пробуждается и находит свое выражение в абсолютном духе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, в различных формах отношений людей. Сфера действия духа - это сфера действия человека. Человек есть единственное существо, в котором природа и идея соединяются. Причем они не просто соединяются, а сливаются. Отсюда идет развертывание философии духа как субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа.
Субъективный дух состоит из антропологии, феноменологии и психологии; это индивидуальный субъект, конкретный человек. Объективный дух — из права, морали и нравственности; это действие духа в обществе, начиная от минимального объединения, от семьи. Абсолютный дух — это искусство, религия откровения и философия; это синтез индивида и общества.
Искусство— непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.
Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.
Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный мыслью» — по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.
Начиная с Гегеля, термин «метафизика» приобретает и другое значение, в смысле метода, противоположного диалектическому. Поскольку в умозрительных спекуляциях о сверхчувственном бытии всегда было стремление найти какие-то абсолюты, вечные неизменные основания чувственного бытия, эта методологическая установка и стала квалифицироваться как метафизика.
Как антипод диалектическому способу мышления, метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость.
Метафизическое мышление в общей форме заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания.
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. С самого начала своего появления диалектика была столь тесно связана с софистикой, что подчас с трудом от нее отличалась. В рационалистической философии Нового времени диалектике противопоставлялся универсальный метод, благодаря которому человек средних способностей мог находить и доказывать истинные утверждения. Гегель обратился к диалектике по ряду причин. Он представлял бытие и познание как взаимосвязанный развивающийся процесс становления. Нет готовой истины, нет твердых фактов и абсолютных аксиом, на которые можно было бы в любой момент опереться в доказательствах и опровержениях. И вместе с тем становление — это не слепой хаотический процесс, где может случиться все, что угодно.
Диалектика — это исторический процесс, в ходе которого идеи развиваются через синтез противоположностей. Идея, или тезис, формируется в отношении к своей противоположности, или антитезису. Постепенно взаимодействие тезиса и антитезиса приводит к разрешению противоположностей, или синтезу.
Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
•существует определенный тезис(утверждение, форма бытия);
• данному тезису всегда находится антитезис— его противоположность;
• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез— новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:
• философию природы;
• антропологию;
• психологию;
• логику;
• философию государства;
• философию гражданского общества;
• философию права;
• философию истории;
• диалектику — как истину всеобщих законов и принципов.
Всемирной истории Гегель уделял большое внимание, ей он посвятил отдельный цикл лекций - «Лекции по философии истории». По Гегелю, история прошла четыре этапа: детство (этап деспотии, существовавшей в восточном мире — Китае, Индии, Персии); юношество, демократия (греческий мир); возмужалость, аристократия (Древний Рим) и зрелость (Германская монархия). Старость здесь понимается не в обыденном понимании, как немощь, а старость как зрелость, как совершенство. Двигателем прогресса истории является свобода, степень осознания и освоения свободы.
История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:
• восточную;
• антично-средневековую;
• германскую.
Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.
Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей.
Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:
1) государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог);
2) право - наличное бытие (воплощение) свободы;
3) общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
4) богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
5) противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса;
6) противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;
7) «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Гегелевская философия оказала очень серьезное влияние на последующую философию. Принято говорить, что есть левое и правое гегельянство. Также принято говорить о том, что кто-то воспринял у Гегеля метод, а кто-то воспринял систему. Метод гегелевский — диалектика, был унаследован неогегельянцами, прежде всего Марксом, который критиковал Гегеля за то, что у него система и метод противоречат друг другу, диалектический метод противоречит жесткой триадической системе, в которой все имеет свое собственное место.
Учеником Гегеля был Людвиг Фейербах, который гегелевскую философию перевернул, в прямом смысле, с ног на голову, сделал то, чего от него и не ожидали критически настроенные диалектики, а именно отказался от понятия Бога.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое Абсолютная идея в учении Гегеля?
2. Какие стадии проходит Абсолютная идея в своем саморазвитии, с точки зрения Гегеля?
3. Как понимать утверждение Гегеля о том, что «природа - это застывшая мысль»?
4. Что такое триада?
5. Каковы основные положения философии истории Гегеля?
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2851;