Шопенгауэр принял учение Гегеля, но изменил его[29]. Если Гегель считал сознание принципом, объединяющим реальность, то Шопенгауэр использовал вместо него волю.
Воля — это путь. Как и Гегель, Шопенгауэр придавал большое значение идее воли. Воля — это движущая сила естественного мира и человеческого общества. Воля, по Шопенгауэру, — великий объединяющий принцип, она работает во всех вещах. Наблюдаемая реальность — это выражение воли, сильное желание существовать, которое принимает физическую форму. Его различие между волей и наблюдаемой реальностью соответствует различию Канта между миром вещей в себе и миром феноменов. Воля существует на самом деле (ноумен), а наблюдаемая реальность (феномен) есть лишь ее проявление.
Точно так же как физическая реальность есть выражение воли, каждый отдельный человек есть выражение своей индивидуальной воли. Воля дает форму людям и естественному миру.
Шопенгауэр рассматривал волю не так, как Гегель. Для последнего она была одной из сторон сознания, этапом в последовательном развитии, который приводит к самосознанию. Но, по Шопенгауэру, воля не переходит в разум. Она есть, но она не рациональна. Она не осознает, что делает. Воля слепа.
Воля знать. В отличие от остальной части реальности, люди могут знать, что происходит вокруг. Они способны понять, что делает вещи такими, какие они есть, они могут познать свою волю и быть теми, кто они есть. На самом деле знание является всего лишь одним из аспектов воли. Мы знаем это, потому что у нас есть воля знать. Рассматривая мир таким образом, Шопенгауэр отказался от традиционного понимания отношений между волей и знанием. Гегель, например, считал, что знание дает форму воле. Для Шопенгауэра все совершенно наоборот. Эта точка зрения впоследствии приведет Зигмунда Фрейда к идее бессознательного. Вы не контролируете ее, наоборот, она контролирует вас! В результате Шопенгауэр считал, что люди поглощены своим собственным видением реальности и своим собственным нравственным миром и совершенно не имеют представления об общих принципах. Это не «отчуждение», как сказал бы Гегель, это просто нормальное положение вещей. Люди способны взглянуть поверх своей собственной воли и увидеть общую картину, но немногие на самом деле это делают.
Не очень веселая картина. Хотя воля и является движущим принципом развития, это не радость, а скорее проблема. Все полно желаний и никогда не бывает удовлетворено. Когда наша воля пытается нащупать свой путь, удовлетворить свои желания, то обнаруживает, что либо не может этого сделать, либо то, к чему она стремилась, оказывается в итоге не тем. В итоге возникает ощущение тщетности попыток. Воля, по Шопенгауэру, не свободна. Она определяется законом причинности, точно так же как движение в физическом мире определяется физическими законами. Мы не можем выбрать, чего желать, за нас выбирает наша воля. В результате мы живем в конфликтах и страдании.
Понятие никогда не удовлетворенной и не свободной воли напоминает традиционную индийскую философию, которая связывает желание и страдание (смотрите главу 11 «Индийская философия»). Шопенгауэр и в самом деле был вдохновлен восточными учениями. Индийская философия признает, что мокша, или освобождение от страданий, достижима посредством отказа от желаний. Шопенгауэр также считал, что возможно превзойти волю, оставив в стороне личные желания.
Один из способов сделать это — обратиться к философии. Мы можем познавать независимо от воли, считает философ, созерцая платоновские Идеи. Для преодоления страданий, вызванных постоянно неудовлетворенной волей, Шопенгауэр призывает вернуться к Платону. Знание Идей — это все, что осталось от знания, когда оно было порабощено волей. На этом уровне знание объективно.
Это платоническое знание — не знание отдельных вещей, а знание универсальных форм. Их всеобщность помогает им существовать независимо от индивидуальной воли человека. Другой способ превзойти волю — это искусство. Обращаясь к произведениям искусства, мы можем увидеть собственную ограниченность и получить более общий взгляд на реальность.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1619;