Рационалистическая концепция Р. Декарта. Рационализм как тип философствования

Заложенную Ф.Бэконом традицию научной методологии продолжил французский философ и ученый Рене Декарт (1596 — 1650). Благодаря ему во многом произошло органичное соединение философии и естествознания раньше Нового времени.

Работы Декарта («Размыш­ления о первой философии», «Рассуждение о методе») были посвя­щены раскрытию предмета философии и выявлению ее взаимоотношений с естествознанием. На первом месте, как и у Ф.Бэкона, в его трудах содержалась, проблема метода научного познания.

Р.Декарт исходил из принципа тесной взаимосвязи всех наук. «Вся философия, — писал он, — подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике...» (метафизика, в понимании Декарта, есть учение об общих началах и принципах бытия. — Авт.). Наибольшую соци­альную пользу имеют частные науки («концы ветвей»), которые по­стигают «великую книгу мира». Путь движения человеческого зна­ния — это путь от самых общих положений физики и далее — к частным наукам. Главными двигателями научного поиска являются опыт и математика. Декарт явился основателем аналитической геометрии и математической логики. Он был практически убежден в необходимости математизации научного знания и возведения математики в ранг Всеобщей Математики.

Как и Бэкон, Декарт отмечал большое значение для науки пра­вильного метода. Он подчеркивал, что идущий медленно по прямой дороге способен продвинуться значительно дальше того, кто бежит На удалении от правильного пути. Но в отличие от Бэкона Декарт разрабатывал дедуктивный метод научного познания. Этот метод должён быть основан, по мнению французского ученого на четырех основных правилах.

Первое: не принимать за истинное ничего такого, что еще не свя­зано с очевидностью. В познании важно избегать поспешности, за­интересованности и предвзятости, проявлять здоровый скепсис (сомнение).

Второе: мысленно делить (анализировать) всякий исследуемый [Вопрос на максимально простые элементы и, отталкиваясь от них, идти к осмыслению все более сложных вопросов.

Третье: полученные в итоге идеи располагать в определенной Последовательности, постепенно продвигаясь от простого знания к более сложному, развернутому.

Четвертое: накапливаемые научные сведения необходимо приводить в систему, чтобы иметь максимально полное и всестороннее знание о предметах («перечни полные» и «обзоры общие»).

Важнейшим из всех названных выше правил является требование ясности и определенности в сужденияx. Процесс мышления должен вести к постепенному преодолению всякого рода сомне­ний, но одновременно и к новым сомнениям. В этом смысле здоровый интеллектуальный скепсис («методологическое сомнение») есть начало и завершение научного поиска, необходимое орудие познания. Сомнению следует подвергать данные и органов чувств, и математические положения. Вообще, оно является весьма важ­ным признаком мыслящего духа. «Я мыслю, следовательно, существую», — подчеркивал Декарт. «Во всем должно сомневаться», — призывал он. Излагая принципы своего метода, французский ученый сформулировал понятие интеллектуальной интуиции. Он понимал под ней ясный и внимательный ум, естественный «свет разума», который позволяет напрямую постигать ие­ну. Благодаря интуиции и становится возможной вся логическая цепь дедукции. Она должна быть непрерывной и сопровождаться ссылками на практический опыт и эксперимент.

Значение творчества Р.Декарта («картезианство») состояло прежде всего в антисхоластической направленности дедукции и интеллектуальной интуиции. Немецкий философ Г.Гегель подчеркивал, что Декарт сделал предметом глубокого научного исследования саму человеческую мысль («мыслящее «я») как таковую. Принцип рационального сомнения стал краеугольным камнем всей его философии.. По убеждению философа, возможности человеческого разума практически безграничны. «Нет ничего ни столь далекого — подчеркивал Декарт, - было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть с помощью усилий человеческого разума». В своем учении о физике Декарт занимался также исследованием материи и ее важнейших свойств. К числу таковых он относил протяженность тел (пространственные характеристики: длина ширина и др.) и их корпускулярностъ (внутренняя расчлененность).

Материальным предметам присуще также движение, под которым философ понимал перемещение тел в пространстве. Декарт сформу­лировал три закона механического движения (инерции, взаимодей­ствия тел и количества движения). Он подчеркивал значение для науки принципа детерминизма (всеобщей причинной обусловленно­сти в природном мире).

Французскому философу принадлежит гипотеза о развитии мира во времени, т.е. эволюции. Тем самым он проводил весьма важную мысль о постепенном возникновении и изменении всего сущего. Бог якобы создал материю и сообщил ей первоначальный толчок, по­средством чего она пришла в хаотическое движение. Далее же мир развивался, по мнению Декарта, в соответствии с законами механи­ки. Из огня образовались Солнце и звезды, из воздуха — небо, а из земли сформировались сама Земля и соседние планеты. Сотворил этот мир, Бог сообщил ему движение и покой, сам же являясь гаран­том законов природы.

В истории философии Декартизвестен также и как основатель принципа дуализма. (Под дуализмомпонимают те философские учения, которые признают материальное и духовное в качестве равноправных начал, субстанций, мира). Французским ученым признава­лось, во-первых, независимое от человека существование матери­ального мира. Во-вторых, статусом самостоятельности он наделил и само мышление («духовная субстанция»). В творчестве философа это мышление, пронизанное рациональным скепсисом, по сути дела, оторвано от человека и в нем не нуждается. Оно существует как бы само по себе и ни от каких вещей не зависит. В человеке эти две са­мостоятельные субстанции объединены в виде тела и души. Они пе­ресекаются и активно взаимодействуют. Мышление наделено спо­собностью к интуиции и дедукции. В них самим Богом посажены «семена полезных мыслей», которые способны приносить людям плоды истинного знания.

Дуализм философии Декарта проявился и в его учении о «врожденных идеях». Он учил, что все идеи человек обретает тремя путями.

Во-первых, часть из них он получает извне посредством чувственных контактов с предметами. Во-вторых, они образуются в уме путем переработки идей первого рода. Но наиболее важную роль играют так называемые врожденные идеи первого рода. Они представляют собой некий «прирожденный свет», всегда присутствующий в разуме. Это такие понятия, как протяженность, движение, единство, Бог. Существуют также и врожденные аксиомы, например: «Из ничего не может произойти нечто» и т.п. Исследуя идеи, Декарт, по сути дела, изучал способность человека мыслить логически, которая сформировалась в ходе его длительной духовно-практической деятельности.

В философии Р.Декарта имело место и учение о человеке как единстве двух начал — материального и духовного. По определению ученого, человек есть «машина, которая, будучи создана руками Бога, несравненно лучше устроена и имеет в себе движения более сомнительные, чем любая из машин». В этой «машине» многое дано от природы: рефлекторные реакции, система кровообращения и расположения некоторых органов, жизнь и смерть. Психические процессы человека (желания, радость, гнев и др.) зависят от его физиологических состояний. Вместе с тем человек — это разумное животное, способное познавать и действовать целесообразно и в любых условиях. Он обладает также речью как своей второй важнейшей характеристикой, необходимой для общения с себе подобными.

Творчество Р.Декарта являет собой рационалистическую традицию в европейской философии Нового времени главное в этом течении – культ человека как существа разумного и деятельного. Основным источником достоверных знаний о мире рационализм считает не данные органов чувств, а активную деятельность мышления.

«Нет ничего в разуме, кроме самого разума» — так утверждает эта философия. По сути дела, рационализм выразил в себе дух форми­ровавшихся в Новое время техники и промышленности, точного на­учного знания.

Ф.Бэкон и Р.Декарт обозначили наличие и соперничество двух крупнейших течений в европейской философии XVII века: эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Эмпиризмподчеркивает, что важнейшим источником знаний является живой чувственный опыт, а достоверность этих знаний поверяется также в ходе опыта и эксперимента. Из эмпиризма вытекает сенсуализм, подчеркивающий особую роль ощущений в получении знаний, и солипсизм как крайняя степень сенсуализма. Напротив, рационализм в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума (ума). Эмпиризм и рационализм являли собой два противоположных подхода к пониманию источников и природы научного знания, закономерностей самого познавательного процесса.

 








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1150;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.