Никколо Макиавелли
Крупнейшим представителем философской мысли Возрождения являлся Никколо Макиавелли – государственный деятель, историк, писатель и поэт. Он исследовал проблемы управления реально существующего государства, методы влияния на людей и причины политической борьбы. Основной в его произведениях была тема государственного и общественного устройства. Государство рассматривалось как центр власти и силы в обществе, происходящие в нем явления естественны, а не божественны. Он был сторонником сильного централизованного государства с наделением его правителя большими полномочиями. Он считал, что любое действие государя оправдано, если продиктовано заботой о благе и безопасности своей страны. В этих целях государь вправе применять силу вплоть до жестокости. Гибкость правителя состоит в его умении сочетать свойства хитрости и изворотливости лисицы с качествами прямолинейности льва. Со временем тезис об оправдании применения силы в политике получил название Макиавеллизм. В этом явлении отрыв политики от морали, т.е. аморализм, так же проявил себя ранний капитализм Возрождения с его духом прагматизма, грубой силы и вероломства в политике. Именно Макиавелли применяет знаменитую фразу: «Цель оправдывает средства».
Макиавелли осуждает христианство за то, что оно учит смирению и концентрирует интересы человека на небе, отвлекая его от земных дел. Как и все гуманисты, он оценивает человека по его личным делам и заслугам, и потому резко обрушивается на бесполезное дворянство, живущее чужим трудом. Социально-политическое учение Макиавелли можно назвать политическим реализмом. Он считает, что управление людьми должно основываться на знании реальной человеческой природы. Философия Макиавелли основывалась на реалистическом отношении к окружающей действительности, стало руководством к действию для многих политиков, как эпохи Возрождения, так и последующих эпох.
Тему сильного централизованного государства раскрал в своем творчестве известный французский мыслитель Жан Боден. В эпоху религиозных войн он отстаивал идею веротерпимости и выступал с требованием сильной королевской власти. Государство он рассматривал как некоторое содружество, которое основывалось на частной собственности и выполнении ряда социальных функций. Государство- воплощение высшей правовой власти в обществе. Он был автором теории государственного суверенитета и полагал, что власть государства должна быть неделимой, постоянной и независимой от церкви. Он развивал теорию абсолютизма, т.е. неограниченной монархии. По его представлению монарх имеет право на все, и выше него находится только Бог. Однако, государь сам должен подчиняться законам и не имеет право вторгаться в семью и присваивать частную собственность. Это священные и незыблемые устои общества, над которыми государство не властно. Интересна идея Бодена о том, что для разных народов подходят разные способы правления: северными народами необходимо управлять посредством силы, южными – посредством религии, народами умеренных стран – посредством разума.
Контрольные вопросы
1. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской философии?
2. Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения?
3. Основные проблемы и своеобразие средневековой философии.
4. Тема бога и человека в философии А. Августина.
5. Обоснование идеи бога у А. Августина и доказательства существования бога у Ф. Аквинского.
6. Схоластический спор об универсалиях: реализм и номинализм.
7. Каковы разновидности и смысл теодицеи?
8. Специфика средневековой онтологии и гносеологии.
9. Смысл человеческой жизни и смысл истории в средневековом мировоззрении.
10. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?
11. Платонизм в философии Возрождения.
12. Что такое пантеизм? У каких мыслителей Возрождения он встречается?
13. Вселенная глазами мыслителей Возрождения. Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.
14. Возрождение античной диалектики: совпадение противоположностей /Зенон - Н. Кузанский/.
15. Социально-философские взгляды Н. Макиавелли.
16. Утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.
17. В чём суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени.
18. Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья?
19. В чем состоит различие в понимании человека в философии средневековья, Возрождения и Просвещения?
20. Какое влияние оказал труд Н. Коперника «Об вращении небесных сфер» на развитие философии и науки?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской философии?
2. Полемика о свободе воли в средневековой философии. Эсхатологический смысл истории.
3. Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья.
4. Проблема универсалий: спор реалистов и номиналистов.
5. Философия неоплатоников и христианство. Истоки западного монашества. Св. Франциск Ассизский и францисканство.
6. Мальтийский орден. Рыцари мальтийского ордена в России.
7. Пантеизм Дж. Бруно.
8. Т. Мор и Т. Кампанелла как представители утопического социализма.
9. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
10. Этика М. Монтеля и Э Роттердамского.
11. Ценность духовности в христианской философии средних веков.
12. Дух, душа и тело в понимании философов средневековья.
13. Особенности понимания природы и человека как творений бога. Дух новой эпохи в искусстве Возрождения.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого Нового Завета. – М., 1992.
2. Августин А. Исповедь. — М., 1991.
3. Фома Аквинский. «Сумма теологии». Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха просвещения / Ред. колл. И.Т. Фролов и др. - М., 1991.
4. ГриненкоГ.В.История философии. – М., Юрайт, 2003.
5. История философии. Учебник для ВУЗов. – Ростов н/Д., 2001.
6. История средних веков. В 2-х т.Т1. – М., 1990.
7. Каутский К. Происхождение христианства.- М., 1990.
8. Майоров Т.Т. Формирование средневековой философии. - М., 2006.
9. Печникова Р.Ю. Мальтийский орден в прошлом и настоящем. — М., 1990.
10. Соколов В.В. Средневековая философия. — М., 1979.
11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991
12. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч.Ч 1. – М., 1991.
13. Пико делла Мирандолла Дж. Речь о достоинствах человека. Эстетика Ренессанса. Т. 1. — М., 1989.
14. Фичино М. Комментарии на «Пир» Платона — Эстетика Ренессанса. Т. 1. — М., 1989.
15. Хрестоматия по философии. – Ростов н/Д., 1997.
16. Баткин Л.М. Философия Возрождения в поисках индивидуальности. — М., 1989.
17. Горфункелъ А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М.,1980.
18. Гуттенберг В.И. Титаны Возрождения. – М., 1988.
19. Исторические типы философствования. — М.: Изд-во МАИ, 1994. С. 33-37.
20. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978.
21. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб., 1999.
22. Фирсов А.В. История философии. – Ростов н/Д., 2004.
Лекция 2.3 Философия Нового времени и эпохи Просвещения.
Дидактические единицы:
2.2.3Философия Нового времени и эпохи Просвещения
1. Картина мира в философии Нового Времени. Взаимосвязь философии и естественно научного знания.
2. Эмпиризм. Проблема познания в философии Ф. Бекона.
3. Рационалистическая концепция Р. Декарта. Рационализм как тип философствования.
4. Философские учения об общественной жизни. Просветительская трактовка человека
5. Сущность просветительства.
6. Ш. Монтескье - идеи «географического» детерминизма и закономерного развития.
7. Вольтер – идеи свободомыслия и атеизма в философии.
8. Ж. Ж. Руссо о природе человека и его воспитании.
9. Д. Дидро и П. Гольбах о природе. Просветительская деятельность Дидро.
10. Общественно – правовой идеал Просвещения.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1465;