Учение Н. Макиавелли о государстве и политике
Итальянец Николо Макиавелли (1469–1527 гг.). Долгое время был должностным лицом Флорентийской республики. После установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности. “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия”, “Государь”, “О военном искусстве” и др.
Свобода от теологии
Историзм
- Изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее: “Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты”.
То есть не провиденциализм и теология, а психология мотивов.
Управление людьми
- Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы.
- Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений.
“Государь” – практические рекомендации по управлению.
- Главное – не посягать на собственность граждан.
“Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро... Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства”.
Дело правителя – война
“ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого”.
Религия – средство политики.
- Все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов.
Политика и мораль:
«Политика и мораль живут на разных этажах истории».
- Правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные:
“Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши”.
“Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может”.
- Нужно “по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла”.
Закон не единственное средство в борьбе с врагами
“Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первого часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя...
– Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков”.
Создание позитивного образа
“Самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся... Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство”.
Принцип кнута и пряника
«Государю нужно быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут».
В то же время: «… государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица».
Законодательство и право:
“Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной”… Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы”.
“Макиавеллизм” стал символом политического коварства. Рационализация политики и права. Освобождение от теологии.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1052;