Политико-правовые идеи Реформации
В XVI в. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила Реформация (лат. reformatio – преобразование, перестройка) – массовое движение против католической церкви.
Профессор Виттенбергского университета доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он прибил к дверям церкви свои “95 тезисов” с протестом против продажи индульгенций. Опираясь на св. писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб не основаны на “подлинном слове божьем”, “истинном евангелии”.
“Человек оправдывается одной верой”.
Человек живет в двух сферах:
- в сфере “евангелия” (религиозная сфера, отношение к царству небесному) и
- в сфере “закона” (царство земное, государство).
Не все ведут себя по-христиански
- если бы весь мир состоял из подлинных христиан, то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни в мече, ни в законе. (“О светской власти” (1523 г.)
- злых всегда больше, чем благочестивых.
“Поскольку весь мир зол, и среди тысячи едва ли найдешь одного истинного христианина, то люди пожирали бы друг друга, и некому было бы защищать женщин и детей, накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы”.
Бог учредил два правления:
- духовное (для истинно верующих) и
- светское (сдерживающее злых, поддерживающее порядок).
Необходимость светской власти
- Истинный христианин не нуждается ни в праве, ни в мече, НО он должен заботиться о других людях.
- Поэтому, раз меч полезен и необходим для охраны мира, христианин платит налоги, почитает начальство, служит, делает все, что идет на пользу светской власти.
“Если ты видишь, что не хватает палачей, стражников, судей, господ или правителей, а ты сочтешь себя способным (к этому занятию), то предложи свои услуги и займись этим, чтобы не пренебрегали властями, без которых нельзя обойтись...”
Власть и меч – служба божья.
Христиане – представители власти “должны быть теми, кто бы разыскивал, обвинял, мучил и убивал злых, защищал, прощал добрых, отвечал за них и спасал их”.
О князе
“Знай также, что с сотворения мира мудрый князь – птица редкая, и еще более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо крупнейшие злодеи на земле; всегда нужно ждать от них наихудшего, редко – чего-либо хорошего. ...Если же князю удается быть умным, благочестивым или христианином, то это величайшее чудо, вернейший знак милости Божией для данной страны”.
Светская власть не имеет ни права, ни силы диктовать законы душам:
“Все, связанное с верой, – свободное дело, и к этому никто не может принуждаться ...Делом совести каждого является то, как он верит, или не верит”.
Независимость светской власти от папства
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 620;