Лекция 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

* Середина XI в. – “Слово о законе и благодати” киевского митрополита Иллариона.

Закон

* И юридический и одновременно религиозный термин.

* Предписание, данное человеку либо богом, либо светской властью.

* В Ветхом завете все основано на законе.

* Действие в соответствии с законом приводит к правовому поведению человека, но не приводит к благодати.

* Закон (Ветхий завет) был дан человеку Богом «на приуготование Благодати и Истины», т.е на время духовно несовершенства.

* Точно также как «скверный сосуд» омывается «водой-законом», а потом способен вместить «молоко Благодати».

* «Закон бо предтеча, бо и слуга Благодати и Истине».

* Закон – свет луны, Истина – лучи Солнца.

Закон и истина не противопоставляются друг другу.

* Истина дается через Благодать при крещении.

Благодать

* Новый завет – путь к благодати

* Тот, кто живет согласно постулатам Нового завета, не нуждается в законе как регуляторе земной жизни.

Власть – от Бога.

* Князь – наследник, «причастник» Небесного царства.

* Реализует божественную линию.

* Князь должен быть «единодержцем».

Правосудие

* По справедливости.

* «Мало казни, много милуй». Наказанием многого не добьешься.

Повесть временных лет” (начало XII в.)

С Рюрика начинается русская государственность, и его наследники – киевские князья по праву являются старшими среди всех русских князей.

Хорошие и плохие князья

* Хорошие живут по христиански (Владимир после крещения)

* Плохие – нет. (Убийца братьев Бориса и Глеба, не заботятся о подданных – восстание в Киеве 1068 г.).

 

«Поучение» Владимира Мономаха

Мудрый князь

* Должен заботиться о мире в своем княжестве.

* Не забывать об “убогих”, не позволять “сильным” погубить простого человека

* Быть милостивым в суде.

* Избегать усобиц

* Мудрый князь должен быть верен своему слову, клятве, данной братьям (другим князьям), и избегать усобиц.

* Особенно должен он заботиться о военном могуществе своего государства, быть храбрым воином и ни в чем не давать себе “упокоя”.

Судебные функции

* Должен осуществлять «по правде».

Вторая половина XII – первая половина XIII вв. (время, предшествовавшее татаро-монгольскому нашествию) характеризуются феодальной раздробленностью Руси и углублением феодальной эксплуатации.

Слово о полку Игореве

Написано неизвестным автором после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.

* Основная идея – идея единства земли русской, кровной связи всех ее частей, общности интересов перед лицом внешней угрозы.

 

 

Моление Даниила Заточника”. XII–XIII вв.

(Биографические данные отсутствуют). Автор “Моления” находится в заточении и обращается к основателю Москвы Юрию Долгорукому с просьбой защитить его от притеснений и освободить из заточения.

Беды

* Всех “сирот” – от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами.

Единовластие князя

* Все проблемы может решить сильный князь:

Яко же дуб крепится множеством корней, тако и град наш, твоею державою”.

Орел птица – царь над всеми птицами, а осетр над рыбами, а лев над зверьми, а ты, княже, над переяславцами”.

* Мудрый и решительный князь, советуется с образованными и умными людьми хотя и незнатного происхождения.

* Советники должны действовать «по правде».








Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 671;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.