Иван Семенович Пересветов (годы жизни и смерти неизвестны).

Служилый дворянин Иван Пересветов был выходцем из русских земель, входивших в то время в состав Великого княжества Литовского. До приезда в Россию он служил польскому, венгерскому, чешскому королям и молдавскому воеводе. В своих челобитных (около 1550 г.) Ивану IV Пересветов жалуется на притеснения его боярами и просит “оборонить от насильства сильных людей”.

Зло – от бояр

* Бояре, вельможи притесняют Пересветова, простых людей не только в России, но и в тех странах, где он служил.

* Они не заботятся о государстве, везде заботятся только о себе.

* Везде они стремятся ограничить власть государя:

Вельможи русского царя сами богатеют и ленивеют, а царство оскужают”.

* “Крепко за веру христианскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют”.

Дворяне – опора царской власти

* “Воинники”, готовые “против недруга государства играть смертной игрой”.

* “Кто царю верно служит, хотя и меньшего колена, и он его на величество подымает и имя ему велико дает и жалования ему много прибавляет”.

Монархия

* Царь – «самодержец».

* «Причастник царства Божия». Ему доверены государство и народ.

* Всереформынеобходимо проводить жестким силовым путем.

Но «Самоволие», «самовластие» - осуждаются.

 

Андрей Михайлович Курбский (1528-1583).

Один из сподвижников Ивана IV, происходивший из древнего княжеского рода, член “Избранной рады”. Боярин. Командуя русской армией в Ливонской войне, бежал в Литву, боясь «опалы» царя. Три письма Ивану IV. “История о великом князе Московском”.

Идеальный государь

* Правит с “Избранной радой”;

* Советуется “с Думой и боярами своими”;

* Не посягает на феодальные вольности и привилегии, в том числе и на право “отъезда”. (Древнее боярское право).

Грозный

* Груб, неучен, воспитан «во злострастиях и самодовольстве».

* Такому «неудобно во императорах быти».

* Когда советовался с Избранной Радой – все было хорошо: «Се таков был наш царь, поки любил около себя добрых и правдусоветующих».

* Лично все испортил. Началось беззаконие.

Естественно правовая теория

* Право и справедливость тождественны:

«А что по истине подобает и что достойно царского сана, а именно справедливый суд и защита, то давно уже исчезло».

* Народ может оказать сопротивление «неправильному» монарху.

В идеале:

«Царь аще почтен царством… должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и всенародных человек».

Иван Грозный (1533-1584)

* Царская власть – от бога;

* Сопротивление ей – “божьему повелению” сопротивление.

* Царь не нуждается «ни в каких наставлениях от людей, ибо не годится, властвуя над многими людьми, спрашивать у них совета». «Зачем же тогда самодержцем называться?».

Традиция

* «До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных, а не судились с ними не перед кем».

Царь не может быть преступен.

* Не может нарушить человеческий закон, т.к. он имеет к его созданию и исполнению непосредственное отношение.

* Он может быть несправедлив в отношении подданных, может наказать невинно – тогда это грех.

* За грех царь будет отвечать только перед Богом, а не перед людьми.

Церковная власть и светская различаются по задачам:

* «Одно дело спасать свою душу, а другое дело – заботиться о телах и душах многих людей».

* Поэтому: «Царской власти дозволено действовать страхом и запрещением, чтобы строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей».

 








Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1114;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.