Лекция 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО СОЦИАЛИЗМА
Возрождение античного наследия повысило интерес к книге Платона “Государство”. Развитие идей Платона об общности имуществ привело к появлению произведений, заложивших основы социализма Нового времени.
Томас Мор (1478-1535)
Правовед по образованию, блестящий адвокат, был избран в парламент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лондона и другие должности. “Утопия” создана во время поездки во Фландрию в составе посольства.
В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. [Утопия по-гречески – “место, которого нет”.]
Сочинение написано в виде диалога: мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопии.
Собственность.
- Основная причина всех вообще пороков и бедствий – частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты.
- Частная собственность и деньги порождают преступления, которые “подвергаются ежедневной каре, но не обузданию”, общество само “создает воров и одновременно их карает”.
Государство – заговор богачей
“При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах”.
- Богачи используют государство “во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами”.
Сложность и запутанность законодательства
- Народ не может разобраться в законодательстве.
“Да ему и жизни на это не хватит, так как она занята у него добыванием пропитания”.
Во второй части книги
Описываются учреждения и нравы жителей острова Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии.
Утопия – федерация 54 городов.
- общность имуществ и всеобщая обязательность труда.
Управление
Сенат (по три представителя от каждого города):
- перераспределение продуктов;
- рабочей силы;
- прием иностранных посольств и др.
Должностные лица выборные.
- Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта);
- Во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор).
- Протофилархи избираются из числа ученых (!). Они образуют городской сенат, возглавляемый князем.
- Князь (принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом.
Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании.
Устройство городов
- в городе 6000 семей;
- в семье – от 10 до 16 взрослых.
- каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую).
- в сельской местности образуются “деревенские семьи” (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет (поощряются горожане, остающиеся в деревенской семье сверх этого срока).
Особое отношение к труду!
- Граждане, добровольно исполняющие особо трудные или неприятные работы, пользуются особым почетом. Никто не должен быть бездельником.
Уважение к власти
“Между собой они живут дружно, так как ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха. Их называют отцами, и они ведут себя достойно. Должный почет им утопийцы оказывают добровольно, и его не приходится требовать насильно”.
Право
- поскольку нет частной собственности, преступлений;
- поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
“У утопийцев законоведом является всякий, ведь... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование... Утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения или темнота – доступность понимания для всякого”.
Наказание
- преступников не казнят, а присуждают к общественным работам.
- совершившие тяжкое преступление, обращаются в “рабство”.
- рабство не пожизненно (князь или народ могут смягчить или прекратить рабство раскаявшихся и исправившихся преступников) и не наследственно.
“По мнению утопийцев, оно является достаточно суровым для преступников и более выгодным для государства, чем спешить убить виновных и немедленно устранить их. Труд этих лиц приносит более пользы, чем их казнь, а с другой стороны, пример их отпугивает на более продолжительное время других от совершения подобного позорного деяния”.
- Рабы закованы в золотые цепи (чтобы воспитать общественное презрение к драгоценным металлам) и выполняют неприятные работы (убой и свежевание скота и т.п.).
- Принудительные работы – более гуманная мера наказания, чем широко распространенная в его время смертная казнь.
Войны
“Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием воистину зверским ...вопреки обычаю почти у всех народов, они ничего не считают в такой степени бесславным, как славу, добытую войной”. Вот поэтому и утопия - внешний фактор. Для его решения нужна сильная власть и принуждение как у Макиавелли.
Вскоре после опубликования этой книги Мор стал лордом-канцлером. Разрыв Генриха VIII с римским папой явился одной из причин отставки Мора, отрицательно относившегося к Реформации. Мор был казнен по обвинению в государственной измене за отказ присягнуть королю как главе церкви. Получилось, что Мор пострадал за веру; это было использовано католической церковью, канонизировавшей автора “Утопии” (1886 г.).
Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.).
Доминиканский монах. Был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах, где он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе других произведений, “Город Солнца” (издано в 1623 г.).
Город Солнца основан народом
- решившим “вести философский образ жизни общиной”.
- нет частной собственности.
- все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен.
- воспитание и обучение регулируются государством.
Регламентация
Вся жизнь соляриев тщательно регламентирована.
- носят одинаковую одежду
- получают одинаковую пищу (только в общественных столовых)
- военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться.
Власть и управление
Три принципа:
1) Задачи государства – организация производства и распределения, управление воспитанием граждан;
2) Значительная роль ученых в осуществлении власти и управления;
3) Участие народа в управлении государством.
Иерархия должностных лиц
Во главе верховный правитель – “Солнце” (“Метафизик”) – всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах.
- Соправители:
“Пон” (“Сила” – ведает военным делом);
“Син” (“Мудрость” – руководит развитием наук);
“Мор” (“Любовь” – управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.).
- Лица, ведающие узкими специальностями:
(Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном). Они подчиняются коллегии высших должностных лиц.
- Другие должности:
Правосудие (уголовное и гражданское), Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость, и т. д.
- Власть должностных лиц опирается на всеобщее уважение и добровольное подчинение;
Жрецы
Помогают должностным лицам. Определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями.
Народное собрание.
- Дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста (Большой Совет).
- На Большом Совете каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты.
Право.
- Законы немногочисленны, кратки и ясны.
- Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие.
Состав преступления:
“Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы”.
Процесс
- гласный, устный, быстрый.
- Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами).
- Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 912;