Затем - договор
“Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть”.
Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII–XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из посылки – ГОСУДАРСТВО СОЗДАЛ НЕ БОГ.
Государство
- “совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”.
* Признак государства – верховная власть.
* Атрибуты:
- издание законов (в области как религиозной, так и светской);
- правосудие;
- назначение должностных лиц и руководство их деятельностью;
- взимание налогов;
- вопросы войны и мира;
- заключение международных договоров.
Форма правления
- может быть любой:
«Народ может избрать любой образ правления, ибо тот, или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зрения осуществления в нем воли людей».
Как у Аристотеля, только вместо воли Бога – активная воля народа. (!)
Право на сопротивление
- Воля людей выражена в договоре.
- Договоры должны исполняться обеими сторонами.
- Народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия изменить форму правления.
- Подданные могут расторгнуть общественный договор в случае “крайней необходимости”, “большой и явной опасности”, грозящей подданным со стороны правителей государства.
НАПРИМЕР: когда “царь, проникнутый чисто враждебным духом, замышляет гибель всего народа”.
Международное право
* Естественное право справедливо и во время войн:
“Я был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний”.
* Гроций осуждал агрессивные, захватнические войны, считал, что их зачинщики должны нести ответственность.
* Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права.
* Одним из принципов международного права Гроций считал незыблемость договоров между государствами.
Книга Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы была внесена в Индекс запрещенных книг; тем не менее за 30 последующих лет вышло более 40 ее различных изданий. Разработанная Гроцием теория естественного права и идея общественного договора сразу же приобрели интернациональный характер.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 601;