ППУ Спинозы
Бенедикт Спиноза (1632-1677). Б.С. прежде всего характеризуется тем, что у него было своеобразное понимание естественного права, и отправляясь от его специфики он создаёт своё учение. Его составляют 2 основные произведения: “Богословский политический трактат”, “Политический трактат”.
В отличии от других сторонников естественного права, он отождествляет его с природой, с действием его законов (возвращается к античным мыслителям), но к этому пониманию естественного права Б.С. приносит свою интерпретацию: “Естественное право – не только сила действия естественных законов, но это такая сила, которая ещё более усиливается благодаря подключению к естественным законам силы человеческого разума. Эта сила являет собой не физическую силу, а социальную мощь. Разум человеческий подсказывает в естественном состоянии целесообразность объединиться, перейти от неорганического естественного состояния к объединению. Разумное объединение – это отказ от первоначального своеправия, и в результате проявления человеческого разума люди переходят от естественного состояния к гражданскому, учреждая государство.
Люди создают государство, чтобы жить безопасно и наилучшим образом. С образованием государства передаются не все права индивидов, а только часть прав – та часть, которая призвана обеспечить естественные права человека, гарантировать их. Все права передать невозможно, т.к. государственная власть имеет определённые границы, а таковых две:
1. власть не может
2. власть не должна
Власть не может. Власть осуществляется в силу действия естественных законов, которые ограничивают государственную власть (нельзя заставить человека смеяться, если не смешно и др.).
Власть не должна. Государственная власть не должна посягать на свободу мысли, совести, на сферу наук. Если вторгается, то возникает тирания, как стремление достичь невозможного, т.е. утвердить власть там, где это невозможно.
Лучшая форма государства – демократия. Демократическое государство – наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо каждый переносит своё естественное право на большую часть общества, которую он составляет, т.к. всё прибывает в естественном состоянии.
Однако Б.С. допускал монархию, где верховная власть у Собрания (законодательный орган, контроль за исполнением), и возможность аристократии. Он утверждал, что власть должна быть связана законами, обеспечивающими действительные права и свободы человека. Государственное могущество тогда, когда гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворяет его интересы, собственность, безопасность. Закон ограничен в своём действии. Он не может повелевать человеком сверх силы, а так же сдерживать человеческую мощь в известных пределах, за которые она стремится перейти.
Границы государственной власти свойственны законам: не может и не должна (см. выше).
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 752;