Бытие бога вытекает, по Вольтеру, также из необходимости существования высшего начала для человеческой воли и деятельности.
В знаменитом «Кандиде» Вольтер осмеял казенный оптимизм официальной религии и прислуживающей ей философии. Никакие софизмы философов и богословов не в силах оправдать существующее в мире зло и страдания ни в чем не повинных людей.
В духе локковского материалистического эмпиризма Вольтер решает вопрос о свободе воли. Человек свободен, так как имеет сознание собственной свободы. Реален лишь мыслящий и волящий человек, и его свобода лишь там, где он способен делать то, что он хочет.
В философии природы Вольтер — верный последователь Ньютона. Именно опираясь на физику Ньютона, он развил мысль о всеобщей закономерности природы, а также отстаивал преимущества принципа причинной обусловленности ее явлений перед принципом целесообразности.
В учении о знании Вольтер пытался сочетать сенсуалистический эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основным для него был тезис о происхождении всех знаний из ощущений. В то же время он утверждал, что существует и абсолютное знание — логико-математическое и относящееся к морали. Оно для бога так же значимо, как и для человека: существует только одна истина.
В сфере морали Вольтер боролся как против учения о врожденности этических принципов, так и против учения об их условном (конвенциональном) характере.
Значительна роль Вольтера в философии культуры и философии истории. Здесь он резко выступил против взглядов Паскаля и особенно Руссо, противопоставившего неиспорченную природу культуре. По Вольтеру, возвращение к первобытной природе есть нечто противоестественное, и цивилизованный человек живет в большем согласии с природой, чем дикарь.
Этьенн-Бонно де Кондильяк (1715—1780) — один из самых основательных и систематических умов французского Просвещения.
Приложение 4 к теме 2.6. Этьен Бонно де Кондильяк.
В развитии философии Кондильяка можно выделить три периода.
В первом Кондильяк стоит на почве учения Локка и лишь дополняет его.
Во втором он развил собственное оригинальное сенсуалистическое учение.
В третьем он исследовал отношения между формами мышления, языка и исчисления.
В «Языке исчислений» Кондильяк доказывает, что форму чистого анализа, в котором он ранее усмотрел средство выражения речи и мышления, составляет число. Уже Гоббс утверждал, что счет есть мышление, а мышление — счет. Кондильяк доводит эту мысль до крайних выводов.
Он находит, что в простом предложении 2=1 + 1 заключена вся тайна мышления, которое по своей сути есть только непрерывный ряд уравнений.
Он выделяет в мышлении две части:
1) в первой посредством анализа определяются условия постановки вопроса;
2) во второй уравнению дается правильная формулировка, посредством которой предуказывается само решение.
Чрезвычайно своеобразное место в Просвещении принадлежит Жан-Жаку Руссо (1712—1778) — одному из самых влиятельных деятелей французского Просвещения.
Приложение 5 к теме 2.6. Жан-Жак Руссо.
Значение Руссо в тех идеях, которые он выдвинул как социолог, политический мыслитель, моралист, психолог и педагог. От большинства своих современников Руссо отличается, прежде всего, проницательностью, глубиной, смелостью в критике общественного строя Франции.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 997;