Политические и правовые взгляды римских стоиков

Стоицизм появился в период упадка Др. Греческой цивилизации. “Стоа” – пёстрый.

Основные римские стоики: Зенон из Китиона, Клеанф из Асса, Аристон из Хиоса. Стоики утверждали, что человек – не только отдельное, изолированное существо, но также и существо общественное и вместе с тем – часть мира, вследствие чего естественное стремление к самосохранению, изначально движущее его поведение, возвышается до заботы о благе государства. Мудрец ставит благо государства выше личного блага.

В государстве, по мнению стоиков, силу закона имеет естественное право, основанное на общем для всей природы разуме. Это естественное право выступает в качестве источника всякого положительного права в отдельных государствах. Стоики считали, что «положительное» право является истинным правом лишь в той степени, в какой оно согласовывается с естественным правом. В этом контексте все различия в законах разных государств трактовались стоиками исключительно как результат нарушений «естественного права». Согласно требованиям последнего, в государстве, обнимающем все человечество, отличия, имеющиеся между людьми, вытекают исключительно из нравственных преимуществ. В таком государстве боги и мудрецы – его аристократия, его полноправные граждане, в то же время каждому в нем предоставлена возможность достигнуть собственными усилиями наивысшего правового положения.

Также стоит сказать, что стоицизм требовал от своих последователей участия в государственной деятельности, активной и деятельной общественной жизни.

Нельзя не отметить и такого представителя стоицизма, как Сенека. Труды – “Письмо Пуцилию”, “О гневе”, “О душевном спокойствии”.

Основа – материя, из которой состоит мир. Она проникнута творческим огнём, разумным божеством, которое является самой сущностью  материя и бог неразделимы. В мире всё целесообразно, разумно, закономерно, обусловлено. Судьбы подчинены законам природы. Природа – руководитель. В следовании судьбе, природе заключается счастье, добродетель. Оно зависит от состояния души каждого индивидуума. Задача – не в преобразовании мира, совершенствовании государства, а в осуществлении преобразования своей души.

Сенека делит всех людей на:

· стремящихся совершенствовать всё вокруг (глупцы, безумцы);

· стремящихся совершенствовать себя (мудрецы).

Выработка апатии определяет независимость человека от окружающего мира вырабатывается невозмутимость духа.

Государство – это сама природа (истинное государство). Наряду с ним существует “своё государство”.

Все люди едины, у всех единая цель, все люди родные - осуждается рабство. Рабы живут под одним небом, что и остальные они люди, а не вещи. Рабство – порок. Свобода – добродетель.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 923;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.