Учение Цицерона о государстве и праве
Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.)- единственный римский политический писатель. Его два главных труда – «Республика» и «Законы». Цицерон во многом подражает Платону и Аристотелю. Однако Платон и Аристотель никогда не шли дальше концепции города-государства. О человечестве они не думали: мир делился на греков и всех прочих – варваров, которых греки вправе порабощать (как прямо сказал Аристотель). Взгляд Цицерона более универсален, на него повлияла служба в Риме и провинциях, а также учение стоиков.
Цицерон считал, что весь мир – «одно общество, члены которого и боги, и люди» и что есть закон, «действительный для всех народов во все времена». В отличие от греков он говорил, что «человек любой расы может достичь высот, если найдет себе учителя».
Платон верил, что если главные принципы государства найдены, процесс правления можно предоставить правительству. Главное для него (и Аристотеля) – не закон, а философия.
Цицерон – римлянин, юрист, практик, опытный администратор – всегда твердит о законе. «Государство – это общество Закона». Он считал, что власть закона важна. Черпал веру в закон как основу цивилизованной жизни не только из римской действительности, но и из личных убеждений. «Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса, ни природа, ни сама Вселенная не могут существовать».
Цицерон впервые дал юридическое определение государства, охарактеризовал сущность и природу правового государства. Государство (республика) – вещь общественная – дело (достояние) народа. Народ – не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.
Если цели государства справедливы, говорил Цицерон, то неважно - монархия ли это, аристократия или демократия.
Эти формы не совершенны, но терпимы, и могут быть вполне прочными, если сохраняются те основы и связи, которые изначально объединили людей (согласие, договор). Однако Цицерон считал, что идеальна форма государства – смешанная (как у Полибия). Это такая форма, которая сочетает достоинства 3-х форм. Он употребляет такое выражение, как “равновесие” этих властей. Права должны быть разделены, чтобы было достаточно власти у всех.
Цицерон сформулировал требования, которым должен соответствовать деятель:
мудрый;
воздержанный;
красноречивый;
справедливый;
должен видеть и предугадывать пути и повороты дел государства, чтобы воспрепятствовать негативным; всячески содействовать прочности и долговечности государства;
должен владеть основами права.
Справедливость – вечное, неотъемлемое свойство человеческой природы источником справедливости является космос (природа). Этой природе присущ божественный разум, законосообразность, порядок, т.е. духовное свойство природы, которое является подлинным носителем права. Оно является источником справедливости. Она заключается:
1. никому не вреди, если только не будешь спровоцирован на это;
2. все пользуются общей собственностью как общей, а частной – как своей;
Законы должны отражать естественное право, воплощающее справедливость, заложенную природой, а не человеческой волей.
Писаное право делит на частное, общее и право народов.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1123;