Цицерон.

Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах “О государстве” и “О законах”.

ОН ИСПЫТАЛ ВЛИЯНИЕ ГРЕЧЕСКИХ ФИЛОСОФОВ

Гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Почему люди объединяются в государство? Причина:

не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе”.

Государство (res publica) – общее дело, народное дело. При этом государство не просто объединение людей, а объединение людей, «связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Таким образом, Цицерон говорит, по сути, о правовом государстве. Право выступает основой государства, его определяющим началом.

Сущность права. “Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера”. Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку – в противном случае они не имеют законной силы.

 

Возникновение права “следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он – ум и сознание мудрого человека, он – мерило права и бесправия”.

«Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо, или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона – кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем». Естественное право.

Позитивное право должно соответствовать естественному: «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания…».

Цицерон называл несправедливыми те, человеческие законы, которые, по его мнению, не соответствовали природе. Например, закон 82 г. до н.э., по которому диктатор Сулла наделялся неограниченными правовыми возможностями.

Власть. Политический идеал Цицерона – аристократическая сенатская республика. Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию и власть народа – демократию. Среди них лучшей, по мнению Цицерона, является монархия. Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит к возникновению таких порочных состояний государства, как тирания, господство клики богатых и власть толпы (черни).

 

Его политические воззрения стоили ему жизни. Исполняя обязанности сенатора, претора, консула он выступал за недопущение диктатуры. Называл себя консулом популяром, т.е. защитником народа. Когда в 44 г. до н.э. был убит Цезарь, он встретил это событие с радостью. Но конец республики, установление триумвирата (Антоний, Октавиана, Лепид) означал и конец Цицерона. В 43 г. до н.э его имя было внесено в списки проскрибируемых (казнь без суда). 7 декабря 43 . до н.э. он был обезглавлен.

 

Римские стоики

Люций Анней Сенека (3-65гг.) и Марк Аврелий (121-180 гг.).

Как и у греческих стоиков, у них основные идеи выражены:

- фатализмом;

- аполитичностью;

- космополитизмом;

-нравственным самосовершенствованием.

Сенека – сенатор, известен как воспитатель императора Нерона. Идея о всеобщности и равенстве людей: люди – «члены единого тела».

Даже рабы являются рабами телесно, но «дух сам себе господин». В некотором смысле все – рабы: «А покажите мне, кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот – раб похоти, тот – корыстной жадности, а тот – честолюбия… Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное».

Судьба, право, бог, природа – это, по сути, одно и тоже: «закон судьбы совершает свое право». Человек не может изменить закон судьбы, он должен стоически переносить его предназначение. (Некоторый аналог ДАО).

Марк Аврелий. Император. Написал сочинение «К самому себе».

Логика: что объединяет всех людей? – У всех есть разум.

«Если так, то и разум, повелевающий что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане».

 

Идеи стоиков (индивидуализм, естественноправовые теории) оказали влияние на деятельность римских юристов.

 

Римские юристы.

Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. – III в. н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената, предоставляют наиболее выдающимся юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения правоведов приравниваются тем самым к закону.

К числу самых известных юристов периода ранней империи принадлежали Гай (2 в.), Павел (2-3 в.), Папиниан (2-3 в.), Ульпиан(2-3 в.)и Модестин (2-3 в.).

Специальным законом императора Валентиана III (426 г.) комментариям этих пяти юристов была придана сила закона.

Пространные выдержки из написанных ими сочинений содержат Дигесты Юстиниана.

Понятие права

юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы.

Право – это искусство добра и справедливости (ars boni et aequi).

Правосудие есть “познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом”.

В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право (ius naturale), право народов (ius gentium) и право граждан (ius civile).

Естественное право, по их представлениям, распространяется как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и другие установления.

Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право, указывал Гай, является “собственным правом государства”. Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и “мнения мудрых”.








Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1368;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.