Учение Сократа оказало влияние на его учеников.
Платон(427-347 гг. до н.э.)
Родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. После казни Сократа в 399 г. до н.э. Платон покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Италию. Вернувшись, он основал в пригороде Афин философскую школу под названием “Академия”.
Взгляды
Теория идей. То, что мы видим вокруг, с чем сталкиваемся, что непосредственно ощущаем – это мир чувственных предметов и явлений.
Но есть особый мир – мир идей, или общих понятий. Они существуют где-то за пределами неба. Идеи бестелесны, идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие.
Например, человек. До того как вселиться в телесную оболочку, его душа пребывала в царстве идей.
Поэтому, если есть:
1) идеи – это истинное бытие;
2) небытие как противоположность бытия;
3) то наш мир занимает как бы среднее положение между “подлинным бытием” и миром небытия.
Если все вещи вокруг и, в том числе человек, являются не совсем «истинным бытием», то и знания человека об окружающей природе не могут быть истинными.
Достоверное знание дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего.
Только редким, избранным людям – философам доступно истинное познание истинного бытия. Т.е. мира идей.
☺Точно также и государственное устройство.
☺Есть идея государственного устройства и есть ее реальное воплощение.
Конечно на практике государственное устройство, как правило, далеко от идеала.
Что считается идеалом у Платона?
В диалоге “Государство” идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой.
В душе человека есть три начала:
- разумное;
- яростное;
- вожделеющее.
Так и в государстве должно быть три сословия:
Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы;
яростному началу – воины;
вожделеющему – земледельцы и ремесленники.
Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим, и является величайшим преступлением.
Каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы.
“Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”.
Во главе государства необходимо поставить философов.
“Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать…, до тех пор государствам не избавиться от зол”.
ТО ЕСТЬ государство может быть либо монархическим, либо аристократическим. Прообраз идеального государственного строя – аристократическая Спарта.
Если этого нет – то происходит деградация идеального государства!
Идеальное государство (аристократия мудрых) вырождается. Появляется частная собственность – зло и основа нарушения справедливости. Появляются богатые и рабы. Появляются противоречия. Начинает преобладать яростное начало.
Так возникает критско-спартанский тип государства, или тимократия (от “тиме” – честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.
Следующий вид государственного устройства – олигархия – появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.
Победа бедняков приводит к установлению демократии – власти народа. Общественные должности при демократии замещаются по жребию, вследствие чего государство опьяняется свободой в неразбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят своеволие и безначалие.
Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность – чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Тиранический строй – это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие в нем каких бы то ни было добродетелей.
Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов.
Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых.
Платон пытался реализовать свои идеи об идеальном государстве в Сиракузах – греческой колонии на Сицилии. Неудачно. После этого пишет диалог “Законы”- последнее сочинение Платона.
Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы:
Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены.
Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т.п.) предусматривается точное число граждан – 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.
Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собственном хозяйстве, им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.
В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда(в диалоге “Государство” рабы упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса).
Во “втором по достоинству” государстве “земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве”. Вместе с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду.
Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением.
Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.
В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.
Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся:
- демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и
- монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания.
На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных органов тайное “ночное собрание”, в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей. Им вручается верховная власть в государстве.
Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. Что же касается мудрецов из “ночного собрания”, то они причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом.
В диалоге “Законы” Платон писал:
“Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”.
В диалоге “Политик” Платон выделил формы государства, основанные на законе:
- монархия, аристократия и демократия опираются на закон,
- тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям.
Однако все перечисленные формы правления, как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеального, “подлинного” государства, где политик единолично осуществляет власть, “руководствуясь знанием”.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, – Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы.
После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя обязанности воспитателя наследника царского престола – будущего знаменитого полководца Александра Македонского. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу – Ликей.
Сочинения
“Политика”, “Никомахова этика”.
ГЛАВНОЕ: Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался. Нет особого мира идей, или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления (умножение сущностей).
Аристотель предложил свое оригинальное объяснение мира.
Весь мир, каждая вещь состоит из материи и формы.
Материя – это особая субстанция, из которой состоит все. Все различается по форме. А по материальному содержанию все вещи похожи друг на друга тем, что состоят из мельчайших частиц – АТОМОВ.
АТОМАРНОСТЬ. Например, в медном шаре медь является материей, тогда как форма шара придает данной вещи именно тот конкретный вид, который позволяет отличить ее от других предметов, а следовательно, и познать. Форма – это сущность предмета, источник его существования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме, благодаря действующей в природе целесообразности.
Т.О. форма вещи – это ее целесообразность. Вещь такая – потому, что в этом ее цель, ее назначение. Другой она быть и не могла. Это уже была бы другая вещь.
Учение об атомарности и целесообразности Аристотель перенес на государство и общество.
Государство образуется вследствие природного влечения людей к общению.
Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство – высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек “по природе своей есть существо политическое”.
Т.о.: государство – это “общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. “Варвар и раб по природе своей понятия тождественные”.
Вообще, отношение к рабам как естественное, природное состояние неравенства характерно для Аристотеля.
На страницах “Политики” неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных. “Такая война – по природе своей справедлива”.
В тоже время Аристотель был сторонником частной собственности, в отличие от Платона.
Частная собственность, - в природе человека, это элемент семьи, семейной экономики, без нее нельзя. Поэтому отказываться от частной собственности, обобществлять ее нельзя, как предлагал Платон.
“Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе”. “Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим”.
Разный взгляд на сущность человека, плюс свои собственные черты приводили к разным выводам о собственности.
ГОСУДАРСТВО.
Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство.
Для большей убедительности Аристотель проводит классификацию государств по двум критериям:
1) по числу правящих лиц и
2) осуществляемой в государстве цели.
В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногихибольшинства.
По второму критерию выделяются правильные государства – где верховная власть преследует цели общего блага граждан. Неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды.
Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства.
Правильные: монархия, аристократия и полития;
Неправильные – тирания, олигархия и демократия.
Аристотелю больше нравится полития. Некое сочетание олигархии и демократии.
При политии власть “сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет”. Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Понятие гражданства включает в себя возможность участия в законосовещательной и судебной власти данного государства.
Граждане в государстве – как атомы в природе!
Свободнорожденные, но не обладающие богатством или добродетелью, не допускаются к занятию высших должностей.
УСЛОВИЕ:
Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они “знали друг друга”.
Идеал – самодостаточный экономически обособленный полис.
В качестве примеров смешанного государственного строя в “Политике” названы аристократическая Спарта, Крит, а также “прародительская” демократия, введенная в Афинах реформами Солона.
Правовая теория Аристотеля.
Как и у Сократа и у Платона у Аристотеля речь идет, прежде всего, о политическом праве, т.е. о принципах взаимоотношений власти и граждан.
“Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости”. Понятию право соответствует понятие справедливость.
Политическое право делится на естественное и условное (установленное). “Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено [это безразличие прекращается]”.
Естественное право (также политическое). Существует “от природы”: семья, рабство, частная собственность.
Условное право – законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право.
Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 991;