Неолитическая керамика

 

 

Земледельческий и ремесленно-производственный ха­рактер неолита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать человек стал использовать уже и как своеобразную профессию. Пользуясь известными в то время методами и приемами нанесения изображения на плос­кость, ремесленник применял рисунки для украшения предметов своего ремесла, главным образом гончарного5. Но эти композиции были условными и схематичными, мало похожими на предметы реального мира (рис. 5).

В истории первобытного изобразительного искусства наблюдается интересный процесс. С одной стороны, в пе­риод неолита реалистическое направление идет по нисхо­дящей линии. Умельцы постепенно утрачивают навыки пра­вильной передачи форм предметов, изображения становят­ся все более схематичными и условными. Такой жизнен­ной яркости, выразительности, как я рисунках неолита, уже не встречается. С другой стороны, наряду с условностью и схематизацией, потерей непосредственной реалистичнос­ти рисунка первобытный художник приобретает способ­ность абстрагировать, обобщать, понимать основу формо­образования, подмечать сходство и различие в характере

формы предметов.

В то же время дошедшие до нас рисунки этого времени показывают, что схематизм был не отвлеченным плодом фантазии художника, а проявлением процесса последо­вательного упрощения формы. Несмотря на схематизм и символические элементы на предметах гончарного произ­водства, реализм все же следует признать основой разви­тия искусства в древнем мире. Справедливо указывает из­вестный ученый Брейль, что попытки изобразить предмет не в профиль, а в фас или анфас вызывали постоянное упрощение формы в связи с трудностью выполнения та­кого рисунка и передачи ракурса. Говоря о мадленском периоде, Брейль на примере рисунка козы показывает как реальное изображение, постепенно упрощаясь, превраща­ется в декоративный элемент узора (рис. б)6. Видимо от­сюда и берет свое начало пиктографическое письмо.

Археологические находки в Сахаре позволяют сделать вывод, что ремесленник не только подмечал и запечатле­вал увиденное, но и старался заложить в свое изображе­ние определенную мысль и содержание. В отличие от ху­дожника неолита, он начинает все чаще и чаще, наряду с животными, рисовать и человека. К таким рисункам следует отнести замечательный фрагмент наскального изоб­ражения «Собеседницы» (рис. 7) и серию «круглоголовых» из Тассили. Схематичное изображение человека с круглой головой, которая нередко украшена рогами и перьями птиц, полно загадочного содержания, видимо, ритуального характера. Эта загадочность и дала повод известному француз­скому ученому Анри Лоту рисунок «круглоголового» из ущелья Джаббарена назвать «Великим богом марсиан» (рис. 8). Последние археоло­гические раскопки в Азер­байджане, рисунки на ска­лах Кобустана также дают интересный материал для изучения методов рисования в древности.

 

 

 

6. Упрощение рисунка козы (по Брейлю)

 

Итак, большинство рисунков эпохи неолита носит гео­метрический, орнаментальный характер. Они применялись, главным образом, для украшения талисманов и предметов ремесла. Новое применение изображений изменило и ха­рактер построения рисунка. Изменяется и метод обучения рисованию. Художник-ремесленник уже не оставался рав­нодушным к успехам своего ученика. Для него стало важ­ным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела. Для этого мастер должен был несколько раз показать ученику, как надо работать, как следует изображать тот или иной узор, добиваясь желаемого результата. Так обучение

 

7. Собеседницы. Наскальный ри­сунок из Сахары

Великий бог марсиан. Наскаль­ный рисунок из Сахары

рисованию стало приобретать свои законные права. Выра­ботке приемов и методов обучения способствовали и ха­рактерные для того времени схематизм и условность изоб­ражения - художник придерживался определенных кано­низированных форм и правил, которым он обучал своего ученика.

В поздний период варварства обучение изобразитель­ному искусству стало носить более организованный харак­тер. Строго соблюдались известные принципы и приемы изображения. Однако четко разработанных методов обу­чения еще не было. Настоящее же обучение искусствам, с организацией школ и институтов, возникло только в пе­риод цивилизации, Ф. Энгельс писал: «Цивилизация - период овладения дальнейшей обработкой продуктов при­роды, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства».

 


9. Древнеегипетский канон про­порций

 








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1829;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.