Стилус — рисовальная палочка

 

 

Греческие художники-педагоги уста­новили правильный метод обучения ри­сованию, в основе которого лежало ри­сование с натуры. Впервые у греков ри­сование как учебный предмет получает нужное направление. Особого внимания в этом отношении заслуживает сикионская школа рисунка и ее фактический глава — Памфил, благодаря которому рисование стало рассматриваться как общеобразовательный предмет и было введено во всех общеобразовательных школах Греции. Заслуга Памфила со­стоит в том, что он первый понял, что в задачу обучения рисованию входит не только копирование предметов реаль­ной действительности, но и познание закономерностей природы. Он первый понял, что рисование развивает про­странственное мышление и образное представление, которые необходимы лю­дям всех профессий. После Памфила это стали понимать и все передовые мыслители Греции; они осознали, что обучение искусствам способствует все­стороннему развитию человека.

Эпоха античной Греции была самой блестящей эпохой в истории развития изобразительного искусства древнего мира. Значение греческого изобрази­тельного искусства чрезвычайно велико. Здесь был заложен метод научного понимания искусства. Греческие худож­ники-педагоги призывали своих учени­ков п последователей непосредственно изучать природу, наблюдать ее красоту, указывали, в чем она заключается. По их мнению, красота заключалась в пра­вильной пропорциональной соразмерно­сти частей, совершенным образцом ко­торой является человеческая фигура. Они говорили, что пропорциональная закономерность человеческого тела в своем единстве создает гармонию кра­соты. Главный принцип софистов гла­сил: «Человек — мера всех вещей». Это положение легло в основу всего искус­ства Древней Греции.

Великие зодчие, устанавливая про­порции колонны и капители, исходили из пропорциональной закономерности частей человеческого тела. Этот метод расчета пропорций архитектурных де­талей, в основе которого лежало эстети­ческое начало, в дальнейшем, в эпоху Возрождения стали применять и худож­ники флорентийской школы.

Античная культура дорога нам преж­де всего тем, что заложила основы для дальнейшего развития пауки и искус­ства: в искусстве был указан путь к реализму, а в науке — к материалисти­ческому мировоззрению.

Античная культура восхищала и вдохновляла художников эпохи Возрож­дения, ей поклонялись и брали ее за об­разец основоположники всех Академий, она помогала в научных исследованиях многим ученым 30, ее воспевали в сти­хах поэты.

Но особенно велика роль античной культуры в развитии реалистического искусства, в становлении и развитии академической системы обучения ри­сунку. Она и сегодня вдохновляет нас на поиски более эффективных методов преподавания изобразительного искус­ства, на научную разработку методов обучения рисованию.

Эпоха римского владычества, на пер­вый взгляд, создает все условия для дальнейшего развития методов обуче­ния реалистическому рисунку. Римляне очень любили изобразительное искус­ство. Особенно высоко они ценили произведения греческих художников. Бога­тые люди собирали коллекции картин, а императоры строили общественные пинакотеки (галереи). Широкое рас­пространение получает портретное ис­кусство. Образы людей той эпохи изо­бражены без всяких прикрас. С порази­тельной жизненной правдой они пере­дают индивидуальные черты характера людей самого различного возраста, как, например, живописный портрет Паквия Прокула и его жены, мальчика; скульп­турные портреты — Вителлин, юного Августа, Юлия Цезаря и др.

Многие знатные вельможи и патри­ции сами занимались рисованием и жи­вописью (например, Фабий Пиктор, Педий, Юлий Цезарь, Нерон и др.).

Кажется, было создано все для дальнейшего развития изобразительного искусства и обучения ему. Однако на деле римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания рисования. Они лишь пользовались дости­жениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить. Как свидетельствуют уцелевшие произведения живописи Помпеи и сообщения историков, художники Рима в основном копировали творения замечательных художников Греции. Некоторые картины выполнены с большим мастерством, например «Альдобрандинская свадьба». Однако того высокого профессионального мас­терства, которым владели прославленные художники Древ­ней Греции, они не смогли достигнуть.

 

33. Портрет Теренция и его жены

 

 

34. Древнеримская школа времен императоров

 

Несколько слов о технике рисунка. Римляне впервые стали употреблять в качестве рисовального материала сан­гину. В катакомбах сохранились следы работ римских художников, где они применяли сангину для оконтуривания фресок. Возможно, в большей степени, «ем греки, они восприняли технику работы египетских художников, в особенности в живописи (употребление темперы, работа на холсте, папирусе).

Методы обучения и характер подготовки художников имели свое отличие от греческих школ. Греческие худож­ники-педагоги старались разрешить высокие проблемы искусства, они призывали своих учеников овладевать ис­кусством с помощью науки, стремиться к вершинам искус­ства и осуждали тех художников, которые по - ремесленни­чески подходили к искусству. В эпоху римской империи художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами художественного творчества, его в основном интересовала ремесленно-техническая сторона дела.

Римское общество требовало большого количества ху­дожников-ремесленников для оформления жилых поме­щении, общественных зданий, поэтому сроки обучения затягивать было нельзя. Поэтому при обучении рисова­нию преобладало копирование с образцов, механиче­ское повторение приемов работы, что в свою очередь заставляло римских художников все больше и больше отходить от тех глубоко продуманных методов обуче­ния, которыми пользовались выдающиеся художники-педагоги Греции.

 

 








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1813;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.