Леонардо ба Винчи. «Квадрат
древних»
49.
Надо отдать должное А. Дюреру: его волновали и общие вопросы педагогики, вопросы обучения и воспитания детей. Среди художников эпохи Возрождения мало кто задумывался над этим. Во введении к «Книге о живописи» Дюрер писал:
«Первый раздел книги - предисловие. Предисловие заключает в себе три части:
также в первой части говорится, как выбрать мальчика, принимая во внимание его способности и темперамент; это делается шестью способами;
также во второй части говорится, как следует бережно и в страхе божьем воспитывать мальчика, чтобы он милостью божьей окреп и достиг силы в разумном искусстве; это достигается шестью способами;
также в третьей части говорится о великой пользе, удовольствии и радости, которые проистекают из живописи; это происходит шестью путями».
Далее, в более развернутом плане своего предисловия Дюрер пишет, что прежде всего надо обратить внимание на подготовку человека к художественной деятельности. Уже в первые годы жизни младенца надо внимательно следить за его правильным физическим развитием, «следует обратить внимание на его фигуру и сложение».
Затем Дюрер останавливается на том, «как следует наставлять его (ребенка.- Н. Р.) в начале обучения». Начальный период обучения и воспитания требует особой методики, и Дюрер считал необходимым дать свои пояснения. В четвертом пункте первой части предисловия Дюрер хотел раскрыть методы воспитания. Он пишет, что воспитатель должен хорошо знать и о том, «как лучше всего учить мальчика - добром, похвалой или порицанием». К этому пункту предполагалось дать подробные пояснения.
В-пятых, сообщалось о том, «как сделать, чтобы мальчик учился с охотою и учение ему не опротивело.
В-шестых, о том, чтобы юноша отвлекался от учения непродолжительной игрой на музыкальных инструментах для того, чтобы согреть кровь и чтобы от чрезмерных упражнений им не овладела меланхолия ». Во второй части предисловия Дюрер считал необходимым подробнее остановиться на вопросах воспитания и условиях, которые необходимы художнику для успешной и плодотворной творческой работы. Воспитывая художника, педагог должен следить, «чтобы он соблюдал меру в еде и питье, а также в сне», «чтобы он жил в хорошем -доме и чтобы ничто ему не мешало».
Особенно внимательно надо следить, говорит Дюрер, чтобы в период воспитания ничто не ослабляло ум молодого художника, чтобы он не видел ничего плохого, а только хорошее. Эта мысль получит в дальнейшем свое развитие в академиях художеств. При обучении рисованию и законам построения реалистического изображения предметов на плоскости Дюрер на первое место выдвигал перспективу. Сам художник очень много времени уделил изучению перспективы. Ради этого он совершил путешествие в Италию, где перспективой занимались многие художники и ученые. Осенью 1506 года Дюрер писал Пиргхаймеру из Венеции: «Я остаюсь еще здесь на десять дней, потом еду верхом в Болонью, ради искусства тайной перспективы, которой один там обучит меня ». Видимо, Дюрер хотел посетить знаменитого болонского живописца Паоло Учелло.
50. А. Дюрер. Рисунок женской фигуры
Результатом многолетних занятий Дюрера явилась книга «Наставления в измерении циркулем и линейкой». В этой книге он изложил ряд правил перспективы и впервые предложил пользоваться при перспективном проектировании методом ортогональной (прямоугольной) проекции, который более обстоятельно был позднее разработан французским ученым Гаспаром Монжем. Эта книга имеет четыре части. В первой говорится о линиях, во второй - о плоскостях, в третьей - о телах, а в четвертой части содержится краткое учение о перспективе.
Второе, наиболее значительное сочинение Дюрера - «Учение о пропорциях человека» — плод трудов почти всей его жизни. Дюрер обобщил все известные данные по этому вопросу и дал им научную разработку, приложив огромное количество рисунков, схем и чертежей. Художник пытался найти правила построения человеческой фигуры через геометрическое доказательство и математические расчеты42. Особого внимания заслуживает рисунок женской фигуры (рис. 50). Здесь Дюрер не только стремится найти пропорциональную закономерность деления фигуры на части, но и использовать линии членения как вспомогательные при построении изображения. Вся фигура разделена на три части линиями, которые одновременно являются линией плечевого пояса, линией тазобедренного и коленного суставов. Дюрер также показывает и направление этих линий при упоре фигуры на одну ногу. Такая схема является прекрасным методическим пособием при обучении рисунку.
В педагогической практике мы часто наблюдаем, что студенты при изображении сидящей фигуры человека, как правило, рисуют очень большой торс и короткие ноги. Пропорциональное же членение фигуры на части помогает правильно передать ее соразмерность (например, длина торса от линии плечевого пояса до линии тазобедренного сустава будет равна расстоянию от коленного сустава до пола).
Особенно большую ценность для художественной педагогики представляет разработанный Дюрером метод обобщения формы (позднее получивший название обрубовки). Этот метод впоследствии широко применяли в своей педагогической работе братья Дюпюи, А. Ашбе, Д. Н. Кардовский, приемлем он и в настоящее время. Метод обрубовки заключается в следующем. Изобразить по всем правилам линейной перспективы форму простого геометрического тела, например куба, даже для начинающего рисовальщика не представляет особого затруднения. Дать правильное перспективное изображение сложной фигуры, например головы, кисти руки, фигуры человека, очень трудно, а для новичка — просто невозможно. Но если предельно обобщить сложную форму до прямолинейных геометрических
51. Л. Дюрер. Анализ формы головы
(по принципу обрубовки)
Шон. Перспективный рисунок
52.
53. Г. Гольбейн. Набросок
форм, то можно легко справиться с задачей не только опытному, но и начинающему художнику. На рисунке показано изображение головы человека с наглядным раскрытием метода анализа формы.
Этот метод применяли при обучении рисованию, видимо, многие художники эпохи Возрождения, о чем говорят рисунки Шона (рис. 52), Гольбейна (рис. 53) и многих других.
Некоторые педагоги думают, что метод обобщения (обрубовки) может привести к стилизации, к условной трактовке формы. Художники эпохи Возрождения доказали обратное - их рисунки полны жизни, выразительности.
Метод обрубовки помогает начинающему рисовальщику правильно решать тональные задачи рисунка. Каждый педагог не раз на практике наблюдал, какие усилия приходится затрачивать начинающему рисовальщику, чтобы решить тональную задачу в рисунке, причем успеха он так и не добивался. Например, рисуя нос, начинающий обычно намечает крючок и две дырочки, а затем начинает выявлять объем формы тушевкой. В результате блик на кончике носа оказывается такой же силы, как и на ноздре; рефлекс на нижней площадочке носа равен по интенсивности полутени на горбинке носа, перспектива совсем не учитывается. Используя же метод обобщения формы, то есть в начальной стадии рассматривая нос как призму, начинающий имеет возможность не только найти правильный перспективный вид призмы в пространстве, но и решить тональные отношения плоскостей, покрывая одну плоскость тенью, вторую —полутенью, третью — легкими штрихами. Метод анализа и построения изображения, предложенный Дюрером, оказал поразительный эффект в обучении и был использован и развит дальше в педагогической практике художников-педагогов.
Рассмотрим подробнее рисунок Дюрера, изображающий объемно - конструктивное строение человеческой головы (рис. 54). Этот классический образец анализу формы и закономерностей строения головы и до
54. А. Дюрер. Изображение конструкции головы
сегодняшнего дня остается непревзойденным. Почти во всех современных методических пособиях по рисованию воспроизводится этот рисунок. Сам Дюрер придавал очень большое значение конструктивному анализу формы. Об этом свидетельствуют его рисунки. Так, в портрете старика мы ясно читаем знакомую нам конструктивную схему (рис. 55).
55. А. Дюрер. Старик
В эпоху Возрождения метод конструктивного анализа формы широко применялся художниками - педагогами. Об этом убедительно говорят многие рисунки, в том числе рисунок Гольбейна, где показана не только схема конструктивного строения головы, но и изменения перспективного вида конструкции при каждом повороте (см. рис. 53). Если голова наклонена вниз, то и вершины конструктивных дуг обращены книзу; если голова запрокинута вверх, то и вершины дуг обращены вверх; если голова находится на уровне зрения рисовальщика, то они превращаются в параллельные прямые. Когда бывает трудно определить, наклонена голова вниз или запрокинута вверх, то знание закономерности конструктивного строения головы поможет правильно установить в рисунке ее наклон и поворот. Если относительно горизонтальной прямой основание носа оказывается ниже ушей, значит, голова наклонена вниз; если основания ушных раковин оказываются ниже основания носа, значит, голова запрокинута вверх.
Предлагая схему конструктивного строения головы, Дюрер одновременно показывает и ее пропорциональное членение. Линия волосяного покрова проходит через стык теменной и лобной костей. Линия надбровных дуг идет по выступам надбровия и верхнему краю ушных раковин. Линия основания носа проходит через основание носа, нижний край скуловых костей и ушных раковин. Линия основания
56. С. Боттичелли. Канон пропорций
57. Дж. П. Ломаццо. Пропорции фигуры человека
подбородка находится на краю челюстной кости. Все они делят лицевую часть головы на три равные части. Между линиями основания носа и надбровных дуг располагаются уши.
Закономерностями членения фигуры человека занимались почти все художники Возрождения — Мантенья, Боттичелли (рис. 56), Рафаэль, Дж. П. Ломаццо (рис. 57), Микеланджело (рис. 58) и их последователь Жан Кузен (рис. 59-62).
Много ценных мыслей высказал Дюрер и по другим вопросам методики обучения рисованию с натуры. В частности, он предлагает ученику внимательно следить за характером формы натуры: «...Ибо некоторые имеют большие, крючковатые, длинные и свисающие носы, другие же, напротив, имеют носы совсем короткие, вздернутые, толстые, шишковатые, глубоко вдавленные между глазами или же выступающие вперед от линии лба. Также некоторые имеют глубоко сидящие маленькие глазки или выпуклые большие глаза навыкате. Некоторые открывают глаза узко, как свиньи, и нижнее веко поднято у них больше, нежели опущено верхнее; иные же открывают глаза округло, так что виден весь зрачок. Далее, у некоторых брови высоко подняты над глазами, у других же они лежат совсем на них или нависают над ними, и у одних брови бывают тонкими, у других широкими. Сам художник внимательно следил за характером формы, о чем красноречиво говорит его портрет матери (рис. 63).
Большое значение при обучении рисунку Дюрер придает тщательному изучению натуры. Он пишет: «Также ты должен знать, что, чем точнее ты приближаешься к природе и жизни в своем воспроизведении, тем лучше и искуснее будет твоя работа». Большинство рисунков Дюрера свидетельствуют об основательном изучении натуры (рис. 64-67).
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 2678;