Микеланджело. Пропорции фигуры человека

58.

 

Серьезное внимание уделяет Дюрер личному показу при обучении рисованию. В книге третьей «Трактата о про­порциях» он пишет: «И все это описано здесь ради крат­кости не очень подробно, в чем нетрудно было бы убедиться, если бы можно бы­ло показать своими руками, как это следует делать.

Давая методические ре­комендации начинающему художнику, Дюрер пишет: «Всякий может учиться ра­ботать с помощью знаний, в которых заключена истина, или он может работать без знаний, хотя при такой произвольности каждая вещь будет сделана неправильно, так что его усилия вызовут лишь насмешки знатоков. Хорошо сделанная работа... полезна человеку, хороша и приятна; небрежная же ра­бота в искусстве достойна порицания и сожаления и равно ненавистна как в ма­лых, так и в больших про­изведениях.

Необходимо, чтобы каж­дый проявлял умеренность в своей работе. Тот, кто хочет сделать нечто хоро­шее, не должен ничего отни­мать от натуры и ничего неестественного к ней до­бавлять.

Некоторые изменяют так мало, что этого совсем нельзя различить. Это не имеет смысла, так как это не заметно. Но изменять слишком много тоже не годится; лучше всего хоро­шая середина.

 

 

63. А. Дюрер. Портрет матери

 

64. А. Дюрер. Рисунок

 

 

Подводя итоги деятель­ности художников эпохи Возрождения, необходимое первую очередь отметить ту колоссальную работу, ко­торую они проделали в об­ласти научно-теоретическо­го обоснования искусства рисования. Их труды в области перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой по­строения трехмерной фор­мы предметов на плоскости. Ведь до них не было худож­ников, которые умели бы строить перспективное изо­бражение объемных пред­метов. Не сохранились ни замечательные картины греческих мастеров, кото­рыми восхищались их со­временники, ни теоретиче­ские труды по изобразитель­ному искусству. Художни­ки Возрождения, по сути дела, явились творцами но­вой науки. Они доказали правильность и обоснован­ность своих положений как теоретически, так и практи­чески.

Много внимания уделяли живописцы Возрождения также изучению пластической анатомии. Почти всех рисо­вальщиков интересовали законы пропорционального соот­ношения частей человеческого тела. В каждом трактате тщательно анализировались пропорции человеческого ли­ца, а также других частей тела.

Мастера Возрождения умело использовали данные своих наблюдений в практике изо­бразительного искусства. Их произведения поражают зрителя глубоким знанием анатомии, перспективы, за­конов оптики.

Положив в основу изоб­разительного искусства дан­ные науки, художники Воз­рождения особое внимание уделили рисунку. Рисунок, заявляли они, содержит в себе все самое главное, что требуется для успешной творческой работы. Яркой иллюстрацией этому могут служить подготовительные рисунки к росписи

 

 

65. А.Дюрер. Рисунок

 

66. А. Дюрер. Куропатка. Рисунок

 

67. А. Дюрер. Трава. Рисунок акварелью

 

 

Сикстинской капеллы Микеланджело (рис. 68—69), «Положение во гроб» Рафаэля (рис. 70, 71) и другие.

Микеланджело, избрав сложный поворот и ракурс для Ливийской сивиллы (рис. 72), тщательно изучает фигуру человека в данном положении, проверяет по натуре закономерности расположения костей и мышц. Он внима­тельно прорисовывает торс, характерные движения ру­ки, ступни, пальцев при данной позе человека. На рисунке 68 видны даже две пометки в области акромиального отростка, возможно, для того, чтобы сделать отдельный рисунок плече­вого пояса. Кроме того, ху­дожник вторично прорисо­вывает ту же позу и те же детали в новом рисунке (см. рис. 70) — форма торса здесь уже выявлена более точно, выправлены пропорции (уд­линен торс), тщательнее изображены ступня, фалан­ги пальцев, кисть руки.

Тщательно проработаны и рисунки Рафаэля (см. рис. 70, 71). Художник стре­мится передать положение человеческого тела как мож­но убедительнее, реальнее, с учетом анатомического строения.

С помощью науки изобразительное искусство эпохи Возрождения достигло величайшего расцвета. Оно представляет собой одно из самых интересных и драго­ценнейших явлений челове­ческой культуры. Значение теоретических трудов ху­дожников этой эпохи за­ключается в том, что они сумели дать ответы на са­мые серьезные вопросы ис­кусства. Причем они не толь­ко теоретически обосновали наиболее актуальные проб­лемы искусства, но и прак­тически доказали их необходимость.

 

 

69. Микеланджело. Рисунок для фрески «Страшный суд»

 

 

70. Рафаэль. Рисунок к картине «Положение во гроб»

 

Все, кто любит и знает изобразительное искусство эпохи Возрождения, обра­щаются к нему как к источ­нику мудрости, знания и высокого мастерства. Ху­дожники, искусствоведы, писатели и философы в за­мечательных произведениях живописи, скульптуры и ар­хитектуры находят для себя источник вдохновения.

Большой вклад художни­ки эпохи Возрождения внес­ли и в методику препода­вания рисования, они на­правили следующие поко­ления художников - педа­гогов по правильному пути и способствовали становле­нию рисования как учебно­го предмета.

Однако следует отметить, что художники эпохи Воз­рождения мало касались вопросов дидактики, почти не связывали дидактические проблемы с вопросами изобразительного искусства. Эту важную работу начали проводить академии художеств, открывшиеся в конце XVI века в ряде зарубежных стран.

71. Рафаэль. Анатомический ри­сунок

 








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 5547;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.