XIX И В XX ВЕКЕ

 

Как уже отмечалось, со второй половины XIX века инте­рес к вопросам методики преподавания рисования в спе­циальной художественной школе заметно ослабевает. В то же время в средней школе методика обучения раз­рабатывается в более широком плане. Методикой препода­вания рисования занимаются не только художники, но и искусствоведы, психологи, врачи; они ведут наблюдения за учениками, проводят эксперименты, на основе которых предлагают формы и методы обучения, применяют специ­альные модели и наглядные пособия, которые помогают учащимся быстрее и лучше усваивать учебный материал. Между методистами идут споры о преимуществе одного метода перед другим. Все это говорит о том, что к делу преподавания рисования в общеобразовательной школе уже не оставались равнодушными и широкие круги ин­теллигенции.

В это время особенно много издается пособий по на­чальному обучению рисованию. В 1852 году в Париже вы­ходит книга Каве « Рисование без учителя », в которой пред­лагается новый метод обучения рисунку. «Это —первый метод, который может чему-то научить, — пишет Делакруа. — Опубликовав в качестве опыта свой замечательный трак­тат, г-жа Каве с огромным интересом излагает в нем плоды своих наблюдении относительно преподавания рисунка и свои собственные остроумные методы». Делакруа, давая очень высокую оценку работе Каве, считает, что она нашла новый и оригинальный метод обучения рисунку.

Как показало изучение этого метода, Каве пытается воз­родить старый метод рисования художников Возрождения с помощью завесы и перерисовывания рисунков через кальку. Метод обучения рисунку, предложенный Каве, со­стоит в следующем: «Итак, г-жа Каве заботится прежде всего о том, чтобы научить правильно видеть. Следуя ее крайне простому методу, можно легко добиться верности пропорций, грации и изя­щества рисунка. Этот метод состоит в том, чтобы с по­мощью кальки, сделанной на газе, дать ученику необ­ходимые понятия о ракур­сах, представляющих глав­ную трудность в искусстве рисунка, и таким образом постепенно приучить его ко всему, что кажется в них странным и даже невероят­ным. Затем, заставляя уче­ника повторять по памяти то что он усвоил путем практической работы, г-жа Каве помогает постепенно осво­иться с трудностями искус­ства».

Учителем и наставником в данном случае является рамка с натянутой кисеей (если рисунок делается с натуры) или калька (если рисунок делается с образца), проверку ученик ведет сам по прориси, которая была же нанесена на кальку или кисею: накладывая ее на ой рисунок, он проверяет величину изображения. Конечно, такой метод рисования не мог найти широкого вменения, ибо он был далек от действительного рисования. Этот метод мог помочь только занимающимся вышивкой и другими видами рукоделия.

Серьезно к проблеме обучения рисованию подошел профессор Школы искусств в Париже Горас Лекок де Буабодран, метод которого изучал скульптор Роден. Буабодран поисках метода развития зрительной памяти учащихся т наблюдения в рисовальных школах. Удачные результаты сперимента, полученные им, заинтересовали многих художников - Деляроша, Г. Берне, Делакруа и других. Все и давали высокую оценку его методу преподавания, Буабодран утверждал, что зрительную память можно совершенствовать, указывая, например, как ученик развивает пять, заучивая отдельные слова, фразы, стихи. Ему удалось доказать, что при помощи ряда упражнений можно вышивать подобным же образом и зрительную память на рмы изобразительного искусства.

Немецкий методист Флинцер, преподававший в Хемдском реальном училище, считал, что цель рисования — ввести ученика в мир прекрасного. В дальнейшем, говорит флинцер, «образовался более высокий взгляд на мою цель: воспитание духовного критического ока для наблюдения всего виданного мира». Исходя из этих целей, он пред­лагает строить методику преподавания так, чтобы ученик приходил к решению задач самостоятельно. Роль учителя — развитие ума и «сознательного зрения» воспитанника. От­сюда никакой собственноручной поправки рисунка начи­нающего педагогом —ученику дается возможность самому это сделать.

В содержании учебной работы по рисованию флинцер большое место отводит орнаменту, изучение которого спо­собствует воспитанию художественного вкуса. Предлагае­мые им формы растительного орнамента несут черты стиля модерн, господствовавшего в то время.

Немецкий методист, преподаватель рисования и черче­ния А. Штульман предлагал соединить метод стигмографи-ческого рисования и рисования по сетке с рисованием с натуры.

Широкой известностью среди методистов также поль­зовались труды Г. Гирта, К. Ланге, Баумгарта, Е. Гильома, Виолле-ле-Дюка, Е. Куна, Л. Пранга, А. Доу, Л. Тэдда.

Предлагая «новые пути к художественному воспитанию» и новые методы обучения рисунку, Либерти Тэдд сводит методику преподавания к формальным задачам. По его системе обучения учащиеся должны вначале учиться рисо­вать попеременно то правой, то левой рукой, а затем вы­полнять симметричные фигуры одновременно обеими ру­ками (рис. 117).

Л. Тэдд уже начинает включать в предмет рисование в школе более широкий круг занятий - лепку из глины, резьбу по дереву, металлические работы и т. д. По его мнению, «при изображении форм рисунком, глиной или на дереве, благодаря разнообразию материалов, приобре­таются и усваиваются всевозможные физические координа­ции. После занятий общего элементарного курса следуют работы столярные, металлические, черчение механическое и архитектурное, рисование и живопись с натуры. Исходя из физиологических и воспитательных целей, во всех ра­ботах преследуется одинаковое развитие правой и левой руки».

К концу XIX века специалисты школьного преподава­ния рисования разделились на два лагеря: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в дру­гую - натурального.

При геометральном методе обучение рисунку основы­валось на геометрии. По мнению сторонников этого метода, геометрия способствует правильности и точности рисунка, а также позволяет проверять изображение измерением.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1882;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.