Зарубежная школа

История методики преподавания рисования — это не просто собрание интересных и достоверных фактов, это прежде всего история развития педагогических идей и взглядов, многие из которых в свое время не получили должного развития по тем или иным причинам. Используя все прогрессивное, что было в прошлом, мы можем правильно разра­ботать теорию художественно-педагогического образования и воспитания, положив в основу данные современной науки. Знание истории методов преподавания поможет получить более целостное представление о своем предмете и выработать определенную педагогическую систему. История методов преподавания не только рассказывает о прошлом, но и хранит накопленный опыт предыдущих поколений, помогает правильно решать

современные задачи.

Предлагаемое учебное пособие адресовано студентам художественно-графических факультетов педагогических институтов. В нем освещается история методов обучения рисованию за рубежом с древних времен до наших дней. Искусство рисунка, возникнув с тех пор, как сущест­вует человеческое общество, постоянно требовало закрепления навыков в передаче их новому поколению. Методы обучения рисованию непре­рывно развивались и совершенствовались, изменяя свой характер, со­держание, принципы и организационные формы. О том, каковы были особенности методики преподавания, что они собой представляли на разных исторических этапах, и рассказывается в данном пособии.

Хотя в книге и соблюден принцип исторической последовательности, он не распространяется на все этапы развития изобразительного ис­кусства. Искусство стран Востока здесь не затрагивается, за исключе­нием древнеегипетского. Автор останавливает внимание читателя на наиболее важных этапах становления и развития методов обучения рисо­ванию, на этапах, которые способствовали развитию реалистического направления в искусстве. Но и в этих рамках материал дается выборочно. Автор не претендует на всестороннее освещение вопроса, это дело будущего. Кроме того, следует отметить, что сведений по истории ме­тодов преподавания искусства всегда было очень мало и автору при­шлось буквально по крупицам собирать необходимый материал. Отсюда частое обращение к старым источникам, к теоретическим трудам, кото­рые сегодня считаются устаревшими в области искусствоведения, но содержат сведения о методах обучения рисованию.

Данная книга рассказывает об истории зарубежной школы рисунка. Русской и советской школе рисунка будет посвящена отдельная книга.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Начало приобретения изобразительных навыков чело­веком, стремление передать окружающий мир средствами рисунка восходит к глубокой древности. Уже первобытные люди, изображая предметы реального мира, достигали боль­ших успехов. Четкими линиями на гладкой поверхности кости или стены пещеры человек твердой и уверенной ру­кой воспроизводил различные предметы, животных и даже людей. Первобытные люди не только умели давать изобра­жения предметов реального мира, но и достигали в этом деле большого искусства. Об этом убедительно свидетель­ствуют рисунки на костях и бивнях мамонта, на стенах пещер: стада антилоп, уверенно переданный образ северно­го оленя (рис. 1), льва, пожирающего кабана, слонихи, за­щищающей своего детеныша от нападения леопарда (рис. 2), и другие сцены из жизни.

Для этих древнейших изображений животных характер­но известное мастерство, основанное на верности глаза и твердости руки. Здесь налицо способность человека пере­давать средствами рисунка образ животного, умение про­верить нарисованное, сделать поправку и уточнение. Рас­положение линий на плоскости является не произвольным и случайным делом, а сознательным и обдуманным актом. Движения рук контролировались сознанием, направлялись глазом и разумом. Многие рисунки той эпохи поражают нас необыкновенной выразительностью и реалистичностью, ограниченной, естественно, теми пределами, в которых мог быть познан в то время реальный мир. К таким ком­позициям можно отнести и изображение мамонта в пещере Комбарельс (рис. 3) и многие, другие.

Реализм и свободное владение мастерством рисования убеждают нас в том, что древний человек не только хорошо видел и правильно передавал образ изображаемого живот­ного, но и внимательно изучал его форму, запоминал его характерные особенности. Американский эстетик и психолог искусства Р. Арнхейм считает, что «острота наблюде­ния и правдивость памяти у первобытного человека» была «значительно выше, чем у людей более развитых цивили­заций»* Нет сомнения, что приводимые нами образцы изобразительного искусства древнейших времен являются не случайными достижениями, а результатом многолетнего опыта и развития предшествовавшей традиции.

Необходим был ряд поколений, чтобы выработать уме­ние правильно выцарапывать контур животного при помо­щи заостренного кремня, Ф. Энгельс пишет: «Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был пре­вращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать всё новые и новые сноровки, а при­обретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

 

* Сноски даны в конце книги в «Примечаниях».

 

 

1.Северный олень из Тайнгена. Рисунок на кости

 

2.Бой слонов и леопарда. Наскальное изображение из Северной Африки

 

 

Рука, таким образом, является не только орга­ном труда, она также и продукт его. Только бла­годаря труду, благодаря приспособлению к все но­вым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более слож­ным операциям, — только благодаря всему этому человече­ская рука достигла той ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Пага­нини».

 

 

3. Мамонт из пещеры Комбарельс. Рисунок на скале

 

Не сразу научились люди строить себе жилища, созда­вать предметы домашнего обихода, владеть приемами изоб­разительного искусства. Тысячелетиями человек накапли­вал опыт в начертании линий и узоров, в изображении птиц и зверей. Первобытные люди, приобретая опыт в какой-либо работе, стремились передать его своим по­томкам.

Как передавались изобразительные навыки из поколе­ния в поколение, ответить трудно. Есть основания думать, что усвоение навыков носило характер непосредственного, живого наблюдения и подражания. Когда человек рисовал животных и сцены охоты, заинтересованная молодежь вни­мательно следила за его увлекательной работой. Возможно, кое-кто тут же начинал подражать ему, а другие позднее повторяли приемы работы. Г. В. Плеханов писал: «Другой пример. Австралийская женщина изображает в пляске, между прочим, и то, как она вырывает из земли питатель­ные корни растений, Эту пляску видит ее дочь и, по свой­ственному детям стремлению к подражанию, она воспро­изводит телодвижения своей матери».

Некоторые ученые предполагают, что изобразительное искусство первобытного человека возникло на основе под­ражания природе, многократного повторения форм природы. Обводя увиденные на земле или на стене пещеры тень предмета, фигуры че­ловека или животного, отпе­чаток на земле ноги, руки или всей фигуры, первобыт­ный человек давал вначале абрис (силуэт) этого пред­мета, а затем вносил уточ­нения. Этой точки зрения придерживался и великий ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Затем полученное подобие реального предмета (его образ) человек, возмож­но, повторял в меньшем масштабе, после чего пере­носил на предметы обихода в качестве украшения или магического талисмана. Од­нако во всех случаях имен­но живое, непосредственное подражание формам приро­ды заставляло первобытных людей следовать точному воспроизведению натуры. Та­ким образом, на низших ступенях развития человеческого общества старшее по­коление передавало детям накопленные навыки и уме­ния не только в процессе добывания средств к существо­ванию, но и в изобразительном искусстве, возникшем в тесной связи с трудовым процессом.

 

Бизоны. Рисунок из пещеры Лес-Эйзи в долине Везеры (Фран­ция)

 

 

Следует добавить, что многие рисунки первобытных лю­дей носили магический, ритуальный характер и, таким об­разом, явились своеобразной формой передачи человече­ской мысли. На этой основе впоследствии возникло пикто­графическое (рисунчатое) письмо. Этому вопросу посвяще­но немало научных трудов, в которых убедительно доказы­вается, как от упрощенных изображений форм предметов люди перешли к условным знакам, которые затем превра­тились в слова письменной речи и отдельные буквы.

Рисовал первобытный человек углем и заостренным кам­нем. Возможно, он наносил предварительно рисунок углем, закреплял (процарапывал) его камнем, после чего раскра­шивал охристыми красками. На это указывают сохранив­шиеся росписи стен и потолков в пещерах Комбарельс, Лес-Эйзи, Альтамира и горных районах Сахары (рис. 4).

Рисовал первобытный человек углем и заостренным кам­нем. Возможно, он наносил предварительно рисунок углем, закреплял (процарапывал) его камнем, после чего раскра­шивал охристыми красками. На это указывают сохранив­шиеся росписи стен и потолков в пещерах Комбарельс, Лес-Эйзи, Альтамира и горных районах Сахары (рис. 4).

 

 








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 2389;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.