Интроспективный подход
Еще 1734 г. Х.Вольф дал следующую дефиницию: «Личность - то, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя как одного и того же и раньше, и теперь». Эту традицию понимания личности продолжил У.Джемс, который трактовал личность как сумму всего, что человек может назвать своим. На основе подобного понимания личности получил развитие такой метод психологического исследования, как интроспекция. Интроспекция, построенная на допущении, что все то, то отражается (осознается) субъектом актуально, имеет онтологический статус. Достоверно все то, что предстает перед сознанием, которое обращено к самому себе.
Надо иметь в виду, что именно интроспекция дает исходный материал для строительства всей группы психодиагностических личностных методик, о которых здесь идет речь, а именно личностных опросников, которые «самооценочны» уже по принципу своего конструирования. В них всегда началом того или иного пункта опросника выступает фраза «Думаю, что…». Хотя явно она может и не формулироваться, но испытуемый начинает свой ответ именно с мысленной подстановки такого введения ко всей фразе данного пункта. Все диагностируемые характеристики, о которых говорится в опроснике, преломляются через осознание испытуемого.
По мере развития интроспективного метода (который фактически выступает неустранимой базой любых других исследовательских методов) в него были внесены существенные добавления, которые касались, прежде всего, стандартизации самой процедуры интроспекции. Это явилось следствием обращения к психологии требования воспроизводимости эксперимента, которое было сформировано в естественных и точных науках. При этом сама интроспекция лишилась статуса онтологической достоверности: акт интроспекции свидетельствует уже не о своем предмете (о том или ином содержании сознании), а выступает как формальный признак, который может получить свое онтологическое значение лишь на основе связывания с другими, более объективными данными (при своей верификации).
Другое направление развития интроспективного метода в аспекте задач психологической диагностики личности (уже не количественное, а качественное) – обогащение теоретических схем, объясняющих сам феномен самосознания как основы частных интроспективных актов.
Так как в многочисленных исследованиях показано, что самосознание личности определяется через ее социальные взаимоотношения, то, в соответствии с этим, стержневым образованием личности, наиболее высоко расположенным в иерархии внутренних диспозиций, становится самооценка. Она строится, во-первых, по оценкам индивида другими людьми, прежде всего теми, с которыми происходит его идентификация, во-вторых, по его оценивании этих других и, в-третьих, реинтерпретации их оценок. Таким образом, одним из основных в анализе самосознания становится не мнение человека о самом себе, а его мнение о других людях, с которыми он связан. И это мнение о других выступает значительно более надежным свидетельством о личностных особенностях индивида, чем его мнение о самом себе.
Подобный подход к личности при разработке методов личностной психодиагностики предопределяет постановку в центр внимания именно тех суждений, которые основаны на «имплицитной теории социальных взаимоотношений», формулируемой индивидом в аспекте его социального и, шире, общественного статуса.
Начало исследований «имплицитных теорий личности» (от англ imрlicit - невыраженный) положено работами Дж.Брунера(см. рис 8.1.) и Р.Тагиури [Bruner J.S., Tagiuri R., 1954]. Это – одна из форм социального восприятия, включающая в себя представления о структуре и механизмах функционирования личности (своей или другого человека), которые сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни. Получив сведения о наличии у человека какой-то черты (названной так или иначе в терминах обыденного языка), практически любой индивид - носитель этого языка может сделать вывод о наличии у данного человека и других черт, связанных с известной. (Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы: память, интеллект и социальные отношения.) Хотя имплицитная теория основана, прежде всего, на интуиции и не имеет строгой понятийной формализации, вместе с тем в многочисленных экспериментах показано, что в среднем она бывает достаточно адекватной, соответствующей тем реальным социальным или общественным отношениям человека, в которые он погружен и которые могут быть зафиксированы также в научном исследовании.
Дж.Брунер |
При этом важно иметь в виду, что «имплицитная теория социальных взаимоотношений» часто работает по принципу самоосуществляющегося пророчества: если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям. Например, если в отношение индивида к другому человеку проникает его представление о том, что этот человек его не любит, то тем самым непроизвольно этот другой человек будет провоцироваться на такую нелюбовь.
Итак, можно констатировать, что интроспекция выступает неустранимой основой при конструировании личностных опросников, но в настоящее время каждый акт интроспекции уже не трактуется как самодостаточный (как свидетельствующий об истинности его содержания), а требует специальной верификации (если говорить в терминах психодиагностики, - валидизации), основанной на количественных измерениях, а также участии независимых экспертов.
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1274;