Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.
а) Основателем эмпирического (опытного) направления в
философиисчитается Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) -
английский философ и политический деятель (в 1620 -1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).
б) Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона - эмпиризм(т.е. в основе познания лежит исключительно опыт):
- чем больше опыта(как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию;
- истинное знание,по Бэкону, не может быть самоцелью;
- главные задачи знания и опыта- помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.
Nb: В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание -сила».
3) Индукция как главныйметод эмпирического познания.
а) Методологическая инновация Бэкона - главным
методомпознания должна стать индукция.
б) Определение: индукция - это обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством
плавления).
Nb: Метод индукции Бэконпротивопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.
в) Достоинство индукции Бэконаперед дедукцией Декарта
- в расширении возможностей, интенсификации процесса
познания.
г) Недостаток индукции- ее недостоверность, вероятностный
характер (так как если несколько вещей или явлений
обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).
д) Путь преодоленияглавного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.
4) Три "Пути познания" Бэкона.
а) Это:"путь паука"; "путь муравья"; "путь пчелы".
- "Путь паука"- получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты
оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".
- "Путь муравья"- такой способ получения знаний, корда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод
также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи»,
"со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность
изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
- "Путь пчелы",по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути
пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.
Вывод: лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
5) Препятствия на пути познания ("призраки").
а) Фрэнсис Бэкон выделяет причины,которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причиныфилософ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности: призраки рода; призраки пещеры; призраки рынка; призраки театра.
6) Призраки рода и призраки пещеры - врожденные
заблуждения людей, которые заключаются в смешивании
природы познания с собственной природой.
- В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом - то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает
отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.
- Во втором случае(призраки пещеры) речь идет о
влиянии личности конкретного человека (познающего
субъекта) на процесс познания.
Nb: В итоге личность человека (егопредрассудки, заблуждения «пещера») отражается в конечном результате познания.
в) Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.
- Призраки рынка- неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.
Призраки театра- влияние на процесс познания существующей философии.
Nb: Зачастую при познании старая философия мешает проявлять
новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло
(пример: влияние схоластики на познание в средние века). Исходя из
наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон
советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния "чистое знание".
6) Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона.
а) Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации - свойства человеческого ума - память;
воображение; рассудок:
- памяти соответствуют исторические науки;
- воображению - поэзия;
- рассудку - философия, что составляет основу всех наук.
Nb: Философию Бэкон определяет как науку о Боге, природе, человеке.
б) Каждый из трех предметов философии человек познает
по-разному:
- природу - непосредственно с помощью чувственного
восприятия и опыта;
- Бога - через природу;
- себя - через рефлексию (то есть обращенность мысли на
саму себя, изучение мыслью мысли).
в) В результате философия Ф. Бэкона:
- оказала огромное влияние на философию Нового времени, английскую философию, философию последующих эпох: было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;
- гносеология(наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;
- определена новая цель философии -помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);
- предпринятапервая попытка классифицировать науки.;
- дан импульсантисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.
7) Философия Т. Гоббса. Учение о познании и государстве. "Левиафан".
а) ТомасГоббс (1588 - 1679), ученик и продолжатель
философской традиции Ф. Бэкона.
б) Основные постулаты:
- решительно отвергалтеологическую схоластическую философию;
- целью философии виделдостижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;
- в споремежду эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма;
- критиковалрационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом;
- считал важнейшей философской проблемой вопросы
общества и государства(разработал теорию государства, первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор);
- основной предмет философских интересов Гоббса - гносеология(учение о познании) и проблема государства (считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию).
в) Чувственное восприятие- это получение органами чувств
(глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:
- сигналы- звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);
- метки- различные знаки, придуманные человеком для общения;
- естественныезнаки - «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т, д.);
- произвольные коммуникативные знаки -слова
различных языков;
- знаки к роли «меток»- специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);
- знаки знаков- имена имен - универсалии (общие понятия).
Nb: В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.
г) Проблема общества и государства,по Гоббсу, - главная в
философии, поскольку цель философии - помогать человеку
добиваться практических результатов в своей деятельности,
а человек живет и действует в обществе и конкретном
государстве.
д) Философ стал автором всемирно известной книги
«Левиафан»(«Чудовище» - вышла в 1651 г. в период
диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию
общества и государства. Суть данной теории в
следующем:
- человек обладаетизначально злой природой;
- движущей силойдействий человека являются личная
выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты; указанные качестваприводят к осознанию каждым человеком права на все;
- право каждого человекана все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и
экономический прогресс;
- в целяхсовместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;
- для предотвращения«войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство;
- чтобы эффективно выполнятьсвои очень трудные
функции, государство должно стать всесильным;
- государство- непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище "Левиафан", которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания
жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
8) Философия Дж.Локка. Таbиlа rаsа. Разделение властей.
а) Джон Локк(1632 - 1704) развил многие философские идеи
Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий,
продолжил эмпирическую и материалистическую традицию
английской философии нового времени.
б) Можно выделить следующие основные положения
философии Дж. Локка:
- мир материалистичен;
- в основе познанияможет лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);
- сознание - пустое помещение (еmрtу саЬinеt), которое в
течение жизни заполняется опытом (в этой связи является
всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт - tаЬи1а гаsа);
- источником опытавыступает внешний мир;
- цель философии- помочь человеку добиваться успеха в
своей деятельности;
- идеал человека- спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свoй уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
- идеал государства- государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и вэтом его большая заслуга.
Вопрос III. Немецкая философия Нового времени.
1) Лейбниц - завершитель философских традицийНового времени, предшественник немецкой классической философии.
а) Готфрид Лейбниц (1646- 1716) - немецкий ученый- математик, юрист, философ - считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии.
б) Лейбниц принадлежалк философскому направлению
рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:
- субстанции;
- познания.
2) Теория о множественности субстанций -Монадология
Лейбница.
а) Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве:
- Во-первых,он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на высшую -
Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой - всех сотворенных - на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).
- Во-вторых,по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи - проявления субстанции) на два класса
- протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции..
б) В противовес теории Декарта и СпинозыЛейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
- весь мир состоитиз огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
- данные субстанцииназываются монадами (в переводе с
греческого -»единое», «единица»);
- монада проста,неделима, не имеет протяжения, не
является материально-вещественным образованием;
- монада обладает четырьмя качествами:стремлением,
влечением, восприятием, представлением;
- по своей сути монада- это деятельность, единое,
непрерывно меняющее свое состояние;
- в силу непрерывности своего существованиямонада осознает себя;
монады абсолютно замкнуты и независимыдруг от друга (по-мнению Лейбница: «не имеют окоп, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 953;