А) Основные этапы китайской философии.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: VII в. до н.э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; XX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
б) Основные национальные философские учения Китая. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
- даосизм;
- конфуцианство;
- легизм.
Меньшее распространение получили:
- монизм;
- натурфилософия;
- номинализм.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли: чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем; неодаосизм; неоконфуцианство.
В XX в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями: христианской религии; марксизма; ведущих европейских философов; американской философии прагматизма.
с) Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии. Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно: восприятиесвоей страны как центра существующего мира; пониманиеотдельных событий, истории в целом как циклического процесса; осознаниесвоей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов; восприятиечеловека, природы и космоса как единого целого; консерватизмсознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; невыделениеотдельной человеческой личности из коллектива; осознаниебеспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет,отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда -уважение и трепет перед организующей силой - государством; восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространениев обществе вертикальных - связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятиеглавы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; конформизмво взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию; пониманиежизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтениеземной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности); восприятиепотусторонних сил как реальности, одушевление умерших; уважениек родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 3719;