Вопрос 1. Общее понятие основного вопроса философии, его стороны.
а) Основнымв философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии- онтологическая, и гносеологическая .
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философиизаключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично а процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: - объективный идеализм;
- субъективный идеализм;
- материализм;
- вульгарный материализм;
- дуализм;
-деизм;
гносеологической (познавательной) стороны:
- гностицизм;
- агностицизм;
- эмпиризм (сенсуализм);
- рационализм.
Вопрос 2.Онтологическая сторона основного вопроса философиипредставлена материализмом, идеализмом, дуализмом.
а) Материализм(так называемая «линия Демокрита») - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
- материяреально существует,
- материясуществует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет),
- материяявляется самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
- материясуществует и развивается по своим внутренним законам,
- сознание(дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
- сознаниене является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
- сознаниеопределяется материей (бытием). К материалистическому направлениюпринадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты, Герцен; Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин. Достоинство материализма - опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма- недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление - вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в) Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.
б) Идеализм(«линия Платона») - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух) В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
- объективный идеализм(Платон, Лейбниц, Гегель и др.),
- субъективный идеализм(Беркли, Юм). Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
- реально существует только идея;
- идея первична,
- вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
- «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
- «мир вещей»- материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
- каждая единичная вещь- воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь - воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);
- большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
- отдельные идеи(«мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
- все существуеттолько в сознании познающего субъекта (человека);
- идеисуществуют в разуме человека;
- образы(идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения,
- вне сознанияотдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии - материализмом и идеализмом - существуют промежуточные (компромиссные) течения - дуализм, деизм
в) Дуализмкак философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
- существуют две независимые субстанции - материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
- все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи - от материальной, идеи - от духовной);
- в человеке соединяются одновременно две субстанции - и материальная, и духовная;
материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
- основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм -направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты
также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
Вопрос 3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
- эмпиризмом (сенсуализмом) и рационализмом.
- Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон Эмпиристысчитали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения(«Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
- Основоположником рационализма (от лат. ratio -разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль -деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.) Б качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр)
Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет в внутренней логики, а следовательно, никогда не будет В познан разумом.
- С гносеологической сторонойосновного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма(как правило, материалисты) считают, что:
- мир познаваем;
- возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются агностики(как правило, идеалисты):
- мир непознаваем;
- возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума
К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804) Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:
Бог существует
Бога не существует
Всего таких неразрешимых противоречий(антиномий) Кант выделяет
четыре(см. вопрос «Философия Иммануила Канта»).
Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши ч в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - «вещи в себе»
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 1248;