Проблема соотношения свободы и необходимости.

а)Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:

- детерминизма(обусловленности всего в природе);

- соотношениясвободы и необходимости.

б)Исследуя их философ пришел к следующим выводам:

- свобода и необходимостьв субстанции соединяются в одно целое;

- Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует
в рамках жесткой необходимости;

- модусы (проявления субстанции- единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;

- модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления,и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости;

желая в душе быть свободным,человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим
течением и вынужден мириться с необходимостью (является «духовным автоматом», по выражению Спинозы);

- путь к свободе- это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю; свобода - это познанная необходимость.

в) Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

- максимально познатьнеобходимость в виде субстанции
(Природы-Бога) -внешней причины всего сущего;

- освободиться от аффектов(печали, радости, влечений
и т. д.) - так как они тоже мешают свободе, подчиняют
человека и заставляют действовать по необходимости.

Nb: По этим причинам девиз Спинозы:«Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

ВопросII. Английская философия

Нового времени (материализм, эмпиризм,

социально-политическая направленность).

1) Предпосылки и общая характеристика английской философии Нового Времени.

а) Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философияXVII - XVIII вв.имела свою специфику:

- материалистическую направленность(большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко
критиковало идеализм);

- господство эмпиризманад рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм - направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и
чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);

большой интерес к социально-политическим проблемам(философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).

б) ФилософияАнглии была для XVII в. очень прогрессивной. Большое влияние на ее характер имели следующие политические события:

- революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование республики, движение индепендентов);

- «славная революция» 1688 года;

- окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы , Римского;

- упрочение роли парламента;

- развитие новых буржуазных общественно-экономических
отношений.

в) Наибольшийслед в философии Англии нового времени
оставили:

- Фрэнсис Бэкон- считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;

- Томас Гоббс(уделал большое внимание проблемам
государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею
«общественного договора»);

- Джон Локк(изучал проблемы государства, продолжил
традицию Т. Гоббса).








Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 1031;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.