Предмет философских исследований Баруха Спинозы.
а) Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 -1677) стал автором
наиболее разработанной, полной и обоснованной
философской системы Голландии нового времени,
последователем Рене Декарта и ярким представителем
европейского рационализма.
б) Предметом философских исследований Спинозы были:
-проблема субстанции;
-теория познания;
-этика
-вопрос соотношения свободы и необходимости.
г) Важная философская заслуга Спинозы- подробная
разработка теории субстанции, в которой рассматривалась
суть бытия. За основу была взятатеория о субстанции
Декарта (см. вопрос 27 «Рационалистическая философия
Декарта. Учение о субстанции»), с которой Спиноза был в
целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и
создать собственную, более совершенную.
д) Главным недостатком декартовой теории субстанции
Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость,
которая заключалась в том, что, по Декарту:
-субстанция- это сущность, которая для своего
существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя;
все сущности(субстанции), не нуждающиеся для своего
существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее
сотворены кем-то (чем-то) иным - высшей и
единственной истинной субстанцией - Богом - и в своем
существовании полностью зависит от него;
- отсюданалицо противоречиемежду независимостью
субстанций от всех других субстанций и одновременной
зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в
отношении существования) от другой субстанции - Бога.
5) Теория Спинозы о «единой субстанции».
а) Данное противоречие Спиноза попытался решить,выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:
- не существуетразличия между высшей субстанцией -
Богом и сотворенными им другими субстанциями;
- существует только однаединая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
- данная субстанциязаключает в себе окружающий мир
(Природу) и Бога;
- природа и Бог -едины;
- не существует Бога,находящегося и творящего вне
Природы, возвышающегося над природой;
- Бог внутри Природы;
- только единая Природа-Богобладает способностью
творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи; единичные вещи существуют не сами но себе, они являются всего лишь
продлениями - «модусами» единой субстанции - Природы-Бога;
- внешней причиной существованиямодусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям,
движутся во времени и пространстве, имеют начало и
конец своего существования;
- сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независимаот кого-либо; имеетвнутреннюю (а не
внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладаетмножеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдельных
модусов, как у Декарта); бесконечна в пространствеи времени; вечна(несотворима и неуничтожима); неподвижна.
6) Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде следующей схемы (сравните ее с дуализмом Декарта, вопросом «Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции»).
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 722;