Декарт, значение его философии.
а) Основоположником рационализма считается Рене
Декарт (1596 - 1650)-видный французский философ и
ученый-математик.
б) Заслуги Декарта в философии:
- обосновалведущую роль разума в познании;
- выдвинулучение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
- стал авторомтеории дуализма, чем попытался
примирить материалистическое и идеалистическое
направление в философии;выдвинултеорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»
2) Доказательство Декартом первичности разума по
отношению к бытию и познанию - главной идеи
рационализма.
а) Логика доказательства Декартом идеи о том, что в основе бытия и познания лежит разум:
- в мире существует много вещей и явлений,которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.),
но в абсолютно любом явлении и любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.).Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
Nb: Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит.
- мыслить может реально существующий человек.
Nb»: Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания.
- поскольку мышление - это работа разума, то в основе
бытия и познания может лежать только разум.
Nb:В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю. следовательно, я существую».
3)Учение Декарта о субстанции.
а) онтологическая парадигма: изучаяпроблему бытия, Декарт пытается вывестибазовое, основополагающее
понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В
качестве такового философ выводитпонятие субстанции.
NЬ:Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего
существования ни в чем, кроме самого себя.
- таким качеством (отсутствие необходимости для своего
существования ни в чем, кроме самого себя)обладает
только одна субстанция и ею может быть толькоБог,
который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ,
является источником и причиной всего. Будучи Творцом,
Бог создал мир, также состоящий из субстанций.
Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи,
идеи) также обладают главным качеством субстанции -
не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя.
Nb: Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по
отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции
- Богу они производим, вторичны и зависят от него (поскольку
сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два
рода: материальные (вещи); духовные (идеи).
Декарт выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение - для материальных; мышление - для духовных.
Nb: Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойствоммышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Nb: Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют и материальная, и духовная субстанции, что позволило ему возвыситься над природой.
Nb: В целом учение Декарта о субстанции можно выразить идеей дуализма.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 1030;