Общее понятие философии французского Просвещения и ее основные направления.
а) Исторические рамки и суть вопроса.Французскую
философию XVIII в. принято называть философией
Просвещения. Такое название французская философия XVIII
в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали
устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и
человеке, проявляли новаторство в своих философских
исследованиях,, открыто пропагандировали идеи
нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге,
идеологически подготовили Великую французскую
революцию 1789 - 1794 гг.
б) В философии французского Просвещения можно
выделить три основных направления:
- деистическое;
- атеистическо-материалистическое;
- утопическо-социалистическое (коммунистическое).
2) Деистическое направление французской философии
XVII в. и его представители.
а) Определение: Деизм(не путать с дуализмом Декарта -
взаимосвязанностью и равноправием материализма и
идеализма) - направление в философии, сторонники
которого:
- отвергали идею личного Бога;
- не соглашались с отождествлением Бога и Природы
(пантеизмом);
- видели в Боге первоначало, причину всего сушего (но не
более);
- отвергали возможность вмешательства Бога в процессы
природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход
истории, окружающий мир после его сотворения.
б) Представители деизма:к деистическому направлению
принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
3) Атеистическо-материалистическое направление и его
представители.
а) Определение: Атеистыотвергали саму идею
существования Бога в любых формах, объясняли
происхождение мира и человека с материалистических и
естественно-научных позиций, в вопросах познания
отдавали предпочтение эмпиризму.
б) Представители атеистическо-материалистической
философии:Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах.
4) Утопическо-социалистическое (коммунистическое)
направление и его представители.
а) Исторические рамки: утопическо-социалистическое (коммунистическое) направлениев философии французского Просвещения начало формироваться еще в
середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг. и после ее завершения.
б) Представители:к числу французских социалисте в-
утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли,
Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
в) Суть вопроса.Основной интерес социалисты-утоп исты
сосредоточили на проблеме разработки и построения
идеального общества, основанного на равенстве и
социальной справедливости.
Вопрос II.Деистическое направление.
1) Философия Вольтера. "Просвещенный абсолютизм".
а) Род занятий и основныеидеи: Вольтер(наст, фамилия -
Аруэ) Франсуа (1694 - 1778) - философ, писатель,
публицист, один из основоположников французского
Просвещения, который:
- страстно выступал против религии, особенно
католицизма (в отношении религии ему принадлежит
известное высказывание: «Раздавите гадину!»);
- считал Бога основателем окружающего мира, связующим
началом всего сущего, однако был убежден, что никакая
теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его
наличие, ни Его отсутствие;
- видел необходимость в признании существования Бога с
морально-эстетической точки зрения для того, чтобы
поддерживать порядок в обществе, держать людей (под
угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких
рамках нравственности;
б) Гносеологический аспект:в отношении познания выступал
за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая
предпочтение первому;
в) Политико-правовой аспект:выступал за гуманное
отношение к простому народу и уважение его прав, однако
идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.
2) Философия Монтескье. «Общественный договор», разделение властей.
а) Исторические рамки и род занятий:Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689- 1755)'- французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:
- выступал с позиций деизма - видел в Боге создателя, но
отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и
процессы природы;
- видел в Боге средство для поддержания порядка и
воспитания нравственности;
- отвергал идею бессмертия души, критиковал
христианство и католическую Церковь за претензии на
власть и влияние в обществе, введение в заблуждение
верующих (во многих вопросах) и подавление
человеческой инициативы;
- считал, что история делается людьми, а не в силу
Божественного предопределения;
- видел влияние климата и географии на устройство
общества (южные страны с жарким климатом обычно
тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом -
к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом
периодически переходят от деспотизма к демократии и
наоборот);
- считал, что до появления государства существовало
«естественное состояние», где люди беспрепятственно
проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности,
не считаясь друг с другом, но когда подобное
существование стало невозможным, люди создали
государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;
б) Политико-правовой аспект:выдвинул идею "разделения
властей" - то есть разделение государственной власти в целях
ее более эффективного функционирования и
предотвращения деспотизма на три ветви - законодательную,
исполнительную и судебную; выступал за верховенство
закона.
в) Значение философского наследия:Философия Монтескье
имела большое значение для всей дальнейшей истории
человечества, философом были выдвинуты
основополагающие идеи, на которых строится большинство
современных демократических государств: идея приоритета
закона; идея разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную.
3) Революционно-демократическая философия Руссо. Право угнетенного большинства на восстание.
а) Исторические рамки и основные идеи: Жан Жак Руссо (1712- 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:
- видел в Боге мировую волю и мировой разум;
- считал, что материя несотворима и объективно
существует всегда;
- считал, что человек состоит из смертного тела и
бессмертной души;
- был убежден, что человек не в силах до конца познать
мир (в частности, сущностей вещей и явлений); выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае
ликвидации религии упадут правы и исчезнут моральные
ограничения, предлагал создать заменитель религии -
«гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;
б) Гносеологический аспект:был сторонником
эмпирического (опытного) познания;
в) Политико-правовой аспект:считал главной причиной
противоречий в обществе частную собственность;
- обосновал право народа на восстание (угнетенное,
лишенное прав и собственности большинство имеет
право свергнуть паразитирующее меньшинство и
властителя и создать общество по собственному
усмотрению);
- в справедливом, идеальном обществе все должны
обладать .равными правами, а частная собственность
равномерно должна быть распределена между всеми
гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не
для обогащения);
- власть должна осуществляться не через парламент, а
гражданами - непосредственно через собрания, сходы;
- в будущем государстве должна быть применена
принципиально новая система воспитания детей: дети
должны быть изолированы от окружающего мира в
специальных учебных заведениях, где из них будут
воспитывать людей нового общества - на идеях личной
свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и
деспотизму, владеющих профессией и понимающих
ведущие науки.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 892;