За это и многое другое Пифия изрекла знаменитую фразу: "Сократ превыше всех своею мудростью". 1 страница
Сократ явился основателем классической греческой философии, в частности, этического рационализма. В отличие от большинства философов он не стремился в чужие края, разве что в поход.Он постоянно находился в Афинах, вокруг него был кружок слушателей, и он фактически оказался ядром первой философской школы в Афинах.
Под влиянием софистов, в центр своих философских интересов Сократ ставит проблему человека и его бытия в обществе, вопросы морали и права, но решает ее иначе. Так же, как софисты, он любил разговаривать и спорить. Разница в том, что софистические споры отличались отсутствием всяких положительных идеалов, доходили до пустословия и беспринципности, а споры Сократа имели целью поиск истины на основе доверия к разуму. Он не оставил письменных источников, формой своего философствования избрав беседу, которая вошла в историю как сократическая. Диалектика в ее постоянном искании объективной истины есть то новое, чем Сократ резко отличается и от старой натурфилософии и от софистики[34].
Новыми у Сократа были его этика и рационализм. Все философские школы греков приняли от Сократа завет: нельзя никому и ничему доверять, все может обмануть – не обманет только один разум, только разум может положить конец нашей тревоге, дать нам прочную почву и уверенность. Правда, Сократ вовсе не был так последователен, как это принято думать. В очень важных случаях своей жизни, нисколько этого не скрывая, он отказывал в повиновении разуму и прислушивался к голосу какого-то загадочного существа, которое у него называлось демоном.[35] Был ли это его внутренний голос, или идея бога как высшей справедливости, человеческой и общественной. Именно в связи с этим он был обвинен во введении новых божеств и неуважении старых.
Сократ первым из греческих мыслителей сделал этические вопросы основным предметом теоретического исследования. Единственным предметом философии может быть человек, и его нравственность. Отсюда исходное положение его философии – «познай самого себя».
Известно изречение Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают даже этого». В этой формуле – философский метод Сократа – принцип методологического сомнения, который предполагал исследование вопроса с нуля. Освободив свое сознание от всего непроверенного, Сократ приступал к логическому исследованию этических и эстетических понятий, например, мужество или красота. Для этого Сократ и ходил по людным местам, вступал в разговоры, собирая различные мнения об этих понятиях. При этом он мастерски приводил собеседника в противоречие с самим собой. Это – прием иронии.
Искусство преодоления противоречий – майевтика (искусство родовспоможения). При помощи правильно подобранных наводящих вопросов Сократ выяснял слабые места в знаниях противника и помогал ему найти однозначный ответ на поставленный вопрос, определить понятие, дать ему дефиницию. В результате удавалось обрести новое знание как основу единой, необходимой, общеобязательной для всех нравственности.
Сократ впервые применил индуктивный метод доказательства, собирая по тому или иному теоретическому вопросу как можно больше мнений, отыскивая факты, изучая, сравнивая и сопоставляя их. Использование диалога как средства достижения истины – историческая заслуга Сократа.
Сократ приходит к выводу, что главные древнегреческие добродетели – мудрость, мужество, умеренность и справедливость – на практике противоречивы и не могут служить руководством для нравственного поведения. Неясность нравственных понятий – причина безнравственных поступков. Каждая добродетель возможна, когда есть знание: мудрость – знание как соблюдать законы, мужество – знание как преодолеть опасность, умеренность, главная добродетель, – знание как обуздывать свои страсти. Изучив индивидуальное сознание, Сократ делает вывод о существовании общих норм сознания и однозначных принципов. Он убежден, что человек может стать нравственным только тогда, когда узнает, что такое добродетель и благо. Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать плохо. Разум достаточно силен, чтобы помочь человеку. Разум диктует следующее.
Цель жизни – счастье, которое заключается в умеренном наслаждении. Человек должен наслаждаться так, чтобы наслаждение не поработило его. Умей быть свободным от наслаждения в разгар этого наслаждения. Для этого нужны самообладание и свобода воли. Впервые у Сократа появляется одно из центральных понятий в этике – свобода воли. Она трактуется как усилие над собой для преодоления страстей и следования по пути разума. И здесь Сократ выступает как рационалист. Свободу воли он понимает как победу разума над чувственными страстями. Сам Сократ был образцом умеренности. Равнодушие его к материальным благам и его самообладание оказали не меньшее влияние на последующую философию, чем его учение.
Сократ учил также принципу «целое важнее своих частей». Применительно к политике это означало, что город важнее любого из своих граждан. И потому каждый гражданин должен чтить и соблюдать законы, даже если он мудрее других, понимает несовершенство законов и не согласен с ними. Сам Сократ был противником афинской демократии, но законы уважал. Он не считал демократию эффективной формой власти, так как большинство граждан, по его мнению, не вникают в смысл законов, которым они отдают или не отдают свой голос.
Сократ был постоянно занят вопросом о том, как добиться, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям. Это сходило ему с рук во времена олигархического правления, но большую часть времени в Афинах была демократия, даже военачальники избирались по жребию. Сократ же пытался отправлять юношей учиться военному делу, финансам. Этот план он хотел реализовать даже в отношении стратега. Тогда было решено, что легче заставить замолчать Сократа, чем избавиться от того зла, на которое он жаловался. Молодой политик Анит, поэт-трагик Мелет, и неизвестный ритор Ликон обвинили Сократа в том, что он вводит новые божества и этим развращает юношество. В итоге Сократа судили, и он был казнен при помощи яда цикуты. Такая смерть потрясла Афины, особенно молодого поклонника и ученика Сократа Платона.
Историческое значение теоретической деятельности Сократа неоднозначно. С одной стороны, благодаря Сократу и его беседам стала возможной философская деятельность Платона и Аристотеля, определившая развитие европейской философии. С другой стороны фигура Сократа является объектом критики со стороны более поздних философов, в частности, Фридриха Ницше, Карла Поппера, которые обвиняют античного мудреца в том, что его взгляды являются косвенным источником идей социализма, тоталитаризма. Сам Сократ, по мнению Ницше, повинен в том ореоле мученичества, который обеспечила ему казнь, и который держал в оцепенении потомков, мешая преодолевать его исторически преходящие идеи. Поскольку Сократ ничего не писал, мы можем судить о его философских взглядах, характере и биографии по сочинениям его учеников Платона и Ксенофонта.
В учениях Платона и Аристотеля мы находим новый круг фундаментальных философских проблем. Это проблемы происхождения и природы познания: гносеологии (учения о познании), логики и философии языка.
- Каким путем следовать, чтобы достичь истины? Каков вклад чувств и разума в познание?
- Каковы логические формы, посредством которых человек думает, судит, рассуждает? Каковы правила достоверного мышления? Каков критерий истинного суждения в его отличии от ложного?
- Является ли язык выражением имени вещи, ее природной сущности, или слово – всего лишь условный знак вещи, преграда на пути познания ее истинной сущности?
Все эти основные проблемы античной философии были сгруппированы в три главных раздела, выражающих предельный круг античных знаний:
1. Физика (от греч. рhysis - природа), включающая в себя онтологию (учение о бытии), космологию (учение о гармонии и порядке мира) и теологию (учение о божественном, духовном начале мира).
2. Этика (от греч. ethos обычай, характер), включающая в себя антропологию (учение о человеке), нравственную философию (учение о благе человека, добродетелях и пороках) и философию государства и права (учение о наилучшем государственном устройстве и естественном праве).
3. Логика (от logos – слово, рассуждение), включающая в себя гносеологию (учение о природе знания), аналитику (учение о правилах доказательности суждений) и философию языка и диалектику (искусство понятий, словесного выражения мыслей)[36].
Платон (427-347 гг. до н.э.) (его настоящее имя Аристокл, по преданию, Платоном его назвал Сократ за широту груди и лба) – величайший философ античной Греции, основатель целого направления в философии, родоначальник объективного идеализма. Платон был первым крупнейшим европейским философом, чьи произведения дошли до нас почти полностью: 34 диалога, «Апология Сократа» и 13 писем.
Часто даже говорят, что вся западноевропейская философия – это примечания к Платону. Б.Рассел считает, что «Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых и современных философов; из них наибольшее влияние на последующие эпохи оказал Платон».[37]
А.Ф. Лосев пишет, что в европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно восхваляя его, то всячески принижая в каком-либо отношении – историко-религиозном, историко-литературном или социологическом. Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха. Но этот обоснователь вероучений часто оказывался также их коварным врагом. Ведь платонизм в своей основе все же языческое учение. Наступали моменты в истории, когда платонизм вдруг восставал грозной силой против монотеистического вероучения и под его ударами начинали шататься и падать те самые богословские системы, самым верным союзником которых ранее казался Платон.[38]
Образ лебедя. «Рассказывают, что Сократу однажды приснился сон, будто он держал на коленях лебеденка, а тот вдруг покрылся перьями и взлетел с дивным криком: а на следующий день он встретил Платона и сказал, что это и есть его лебедь».[39] Незадолго до кончины Платон видал во сне, будто превратился в лебедя, летает с дерева на дерево и доставляет много хлопот птицеловам. Сократик Симмий истолковал это так, что он останется неуловимым для тех, кто захочет его толковать, – ибо птицеловам подобны толкователи, старающиеся выследить мысли древних авторов.[40]
Молодой Платон сначала проявил свой талант в области художественной литературы, музыки, живописи и спорта. Он писал много стихов, путешествовал.
Представитель старинного афинского аристократического рода, исконно связанного с политикой, он после первой же встречи попал под сильнейшее влияние нищего мудреца Сократа, сжег все свои поэтические произведения со словами: «Бог огня, поспеши: ты надобен нынче Платону», и всю дальнейшую жизнь посвятил философии. Вопреки семейной традиции он отказался от активной политической деятельности, но интереса к политике не потерял.
Метод философствования Платона – диалог – речь, состоящая из вопросов и ответов, о философских темах. В трудах Платона получила дальнейшее развитие диалектика – искусство доводов, при утверждении или опровержении вопросов и ответов собеседников. Проводником идей Платона в его диалогах является Сократ.
Теория идей. Главным в философии Платона является учение о мире идей, или эйдосов, которое он разрабатывал в течение всей жизни. Для него мир идей постигается только умом, существует вечно, не изменяясь вне пространства и вне времени. Мир идей представляет собой сложную, иерархически упорядоченную целостность, которую венчает и объединяет идея Блага. Все идеи причастны благу, поэтому они «благие». Благо сравнимо с Солнцем, освещающим и согревающим вещественный мир.
Платоновские идеи – это:
1) образцы, эталоны, идеальные прообразы, по которым создана вся природа;
2) причины или источник бытия вещей, их свойств и отношений «вещи – тени идей»;
3) идеалы, цели, к которым стремится все существующее;
4) общие понятия о смысле, сущности предмета.
Отвечая на вопрос: «Что такое знание?», Платон показывает, что это не ощущение, так как нет знания без понимания. Например, мы не понимаем иностранную речь, хотя и слышим. Подлинное знание – это такое знание, которое постигается разумом, предметом такого знания выступают не вещи, а идеи.
«Идея» Платона резко отличается от всех чувственных вещей. Эти вещи постоянно изменяются, идея же никогда не изменяется, всегда тождественна сама себе.
Окружающий нас материальный мир мы познаем чувствами, и он является производным от мира идей, он «тень» мира идей. В то время как идея является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира возникают и гибнут постоянно. Например, вещественные столы в нашей жизни представляют собой тень вечной и неизменной идеи стола, которая проявляется во всех столах.
Целостность теории Платона придает учение о раздвоенности человека на душу и тело, о космическом происхождении и более высоком статусе души по сравнению с телом. Человек, его разум и его жизнь так же, как и вещи, связан с космосом. Все, что происходит с нами на земле, зависит и от того, как вела себя наша бессмертная душа в космосе, в занебесной области бытия. В диалоге «Федр», опираясь на мифы и художественные образы, Платон излагает учение о вечном круговороте душ и тел, в котором активны и те и другие. Души обитают в занебесной области, бесцветной, без очертаний и видной лишь кормчему души – уму. Там царят истина, красота и совершенство. Душа каждого бога и человека есть колесница, в которую запряжены два коня: один разумный, другой неразумный, а управляет колесницей возничий. Платон пишет: «Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего».[41]
У богов и кони, и возничие все благородны. Зевс на крылатой колеснице едет первым, за ним легко совершают свой путь по краю поднебесного свода одиннадцать отрядов колесниц главных богов и гениев. Мысль богов питается умом и чистым знанием. Насладившись созерцанием подлинного бытия, истины, справедливости, знания и рассудительности, душа бога снова спускается во внутреннюю область неба и приходит домой, возничий ставит коней к яслям, дает им амброзии и поит нектаром.
Души людей живут труднее и драматичнее, чем души богов. Один конь прекрасен и благороден, он олицетворяет разум, а другой – причастен злу и соответствует чувствам. Кони рвут каждый в свою сторону, душа одно видит, а другое – нет. Это мешает спокойному движению, и созерцанию блага, только иногда человеческие души имеют возможность заглянуть в занебесное поле истины. Душ много, все они жадно стремятся кверху, им это не под силу, и они носятся по кругу в глубине и топчут друг друга, возничим с ними не справиться, многие калечатся, у многих часто ломаются крылья. Душа, утратившая крылья, отяжелев, падает на землю и попадает в тело. Раньше, чем через десять тысяч лет, душа не окрылится, «за исключением души человека, искренне возлюбившего мудрость»,[42] - она окрыляется за три тысячи лет.
По окончании своей первой жизни души привлекаются к суду, после приговора они отбывают наказание по заслугам, кто в темнице, кто на небе. Критерием является работа либо бездействие разума. На тысячный год души являются выбрать себе новую жизнь, кто какую захочет. Могут получить жизнь животного. Или, наоборот, душа, обитавшая в теле животного, получит тело человека. Но душа, никогда не созерцавшая истины, не примет образа человека, потому что человек должен припоминать знание, полученное до своего рождения. В этом его основная задача.
Правило такое, что при первом рождении душа не вселяется в животное. Платон приводит по убывающей 9 наиболее почетных профессий на земле, заниматься которыми смогут души, успевшие больше других узреть в занебесной области: 1) философ; 2) законопослушный царь; 3) государственный деятель; 4) гимнаст или врач; 5) прорицатель; 6) поэт; 7) ремесленник или земледелец; 8) софист или демагог; 9) тиран. Во всех этих призваниях, тот, кто проживет, соблюдая справедливость, получит лучшую долю, а кто ее нарушит – худшую.
В основе космоса Платон усматривает три разнородных начала:
Бог – активное начало; Идеи – качественное начало; Материя – телесное начало.
Схема бытия такова: Бог – «демиург», творец мастер, ремесленник. Имея материю-«хору» (телесное, бесформенное, изменчивое, но восприимчивое начало – пространственность) и эйдосы (идеи), создает чувственно-конкретный космос, придавая ему совершенную сферическую форму. Посредником между миром идей и видимым миром становления выступает душа.
Душа - есть идея повсюду разлитого дыхания; она бессмертна и облекается во многие тела попеременно; начало души – числовое, а тела – геометрическое. Она объединяет мир идей и мир вещей, в том числе и человека. Душа мира заставляет вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Она является источником разума в душе человека, что делает возможным познание интеллигибельного мира, мира идей.
Душа в человеке сама движется и состоит из трех частей: разумная часть расположена в голове, страстная часть – в сердце, а вожделенная часть – при пупе и печени. Разумная часть – источник намерения, суждения, понимания. Страстная часть – источник мужества, наслаждения, боли и гнева. Вожделенная часть – источник позывов к еде, соитию и прочему подобному.
Движение души напоминает движение планет. Из середины со всех сторон душа окружает тело по кругу. Состоит она из первооснов и гармоническими расстояниями разделена на два соприкасающихся круга, из которых внутренний круг в свою очередь разделен на семь кругов. Власть принадлежит внешнему кругу, он есть круг Тождественного, а внутренний – круг Иного. Во внутреннем ладу находятся и ее собственные основы. Когда правильно движется круг Иного, возникает мнение, когда круг Тождественного – тогда знание.
Мир идей – есть мир подлинного бытия, а материя – есть небытие. Мир вещей является подлинным лишь в той степени, в какой в нем воплощаются идеи. Он несовершенен, поскольку несовершенен материал, послуживший для его создания, и поскольку он существует во времени. Время, по Платону, творится вместе с космосом, оно есть «движущееся подобие вечности».
Теория познания. Предметом истинного познания может выступать только мир идей, то есть, нематериальный мир. Мир вещей может быть лишь объектом мнения или представления, так как единичные вещи обладают относительным существованием. Знание предшествует восприятию.
Символ пещеры является иллюстрацией к гносеологии Платона, применяется им в теории познания и излагается в седьмой книге «Государства» в диалоге Платона и его брата Главкона. На протяжении двух с половиной тысяч лет философы разных направлений ссылаются на этот символ, и не только при изложении взглядов Платона, но и при анализе теоретико-познавательных проблем.
Платон пишет: «После этого, - сказал я, - ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот такому состоянию… Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
- Это я себе представляю, - сказал Главкон.
- Так представь себе и то, что другие люди за этой стеной несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
- Странный ты рисуешь образ и странных узников!
- Подобных нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
- Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?»[43].
Узники в оковах, которые с детства не видят истинного источника света, а только блики на стене, не видят вещей, а только их тени, символизируют прикованность наших органов чувств к условиям существования на Земле. Платон не отрицает познаваемости мира, но вектор познания устремляет ввысь, в космос, где находится истинный мир, мир вечных идей, который аналогичен Солнцу. Познание мира вещей для него несущественно. Но, чтобы «разглядеть» мир идей, органов чувств недостаточно, нужна созерцательная деятельность разума. Платон подчеркивает, что разум, направленный на созерцание мира идей, то есть, философский разум, спасает человека от порочной жизни.
Он пишет: «Но способность понимания, как видно, гораздо более божественного происхождения; она никогда не теряет своей силы, но в зависимости от направленности бывает то полезной и пригодной, то непригодной и даже вредной. Разве ты не замечал у тех, кого называют хотя и дурными людьми, но умными, как проницательна их душонка и как они насквозь видят то, что им надо? Значит, зрение у них неплохое, но оно вынуждено служить их порочности, и, чем острее они видят, тем больше совершают зла.
- Конечно, я это замечал.
- Однако если сразу же, еще в детстве, пресечь природные наклонности такой натуры, которые словно свинцовые грузила, влекут ее к обжорству и различным другим наслаждениям и направляют взор души вниз, то, освободившись от всего этого, душа обратилась бы к истине, и те же самые люди стали бы различать там все так же остро, как теперь в том, на что направлен их взор».[44]
Между вещами существуют общие отношения, которые не ощущаются, а понимаются нами. Таковы понятия тождества, различия, сходства, величины, единства, множества. Человеческая душа обладает способностью непосредственного усмотрения этих начал. Таким образом, знание есть результат духовного созерцания или «припоминания». Теория познания как припоминания (анамнесис) связана в учении Платона с понятием метемпсихоза, учением о переселении душ. Душа, пребывая в мире идей, непосредственно запечатлевает их. Потом, попадая в тело, она забывает об увиденном. Но, находясь среди конкретных вещей, она начинает припоминать виденное ранее. Вслед за Сократом Платон считал, что истинное знание имеет основание в самом себе и поэтому не может быть усвоено внешним догматическим образом. Диалектическая беседа – рассуждение побуждает душу к припоминанию. Платон делит знание на мнение и истинное знание. Мнение или «докса» состоит из воображения и верования. Истинное знание «эпистема» включает в себя «дианойю» - рассудочное, опосредованное, дискурсивное знание и «ноэзис» - интуитивное, предпосылочное знание, чистое созерцание, усмотрение разумом мира идей непосредственным образом. Ноэзис – высшая ступень познания истины, она доступна лишь мудрецам, прошедшим этапы посвящения. Мифы, которыми изобилуют диалоги Платона, служат средством «наведения» посвященных на рождение в себе этого знания.
Миру идей, душе мира и телу мира как основным элементам структуры космоса соответствуют в государстве три сословия свободных граждан: правители (философы), воины (стражи), дельцы (ремесленники и земледельцы). В душе каждого человека соответственно выделяются три части: разумная, яростная (аффективная) и вожделеющая. Каждой части души и каждому сословию присущи свои добродетели: разумной (правителям) – мудрость, яростной (воинам) – мужество, вожделеющей (ремесленникам и земледельцам) – умеренность. Общая добродетель, гармонически объединяющая все перечисленные – справедливость. Справедливость по Платону – есть мудрое равновесие всех сторон души, всех добродетелей души и, следовательно, всех сословий государства.
Потрясенный судом над своим любимым учителем Сократом и его казнью, Платон создает проект государственного устройства, основанного на справедливости. В своей социальной утопии, изложенной в книге «Государство» Платон делает вывод, что справедливость в государстве достигается, если каждое сословие выполняет свою задачу и не вмешивается в дела других. Управляющие сословия – философы и стражи не должны иметь семьи и собственности, потому что привязанность к материальному миру мешает созерцать мир идей и воплощать их в социальной практике. Общественное воспитание детей и наличие общей собственности у управляющего класса позволит решить главную проблему управления – проблему сочетания личных и общественных интересов и сделать государство устойчивым и стабильным.
В его государстве граждане поделены на три класса: простых людей, воинов и стражей. Стражи обладают бесконтрольной политической властью. Их значительно меньше, чем остальных. В первый раз они избираются законодателем, в дальнейшем их звание переходит по наследству. В исключительных случаях могут выдвинуться талантливые дети из низших классов, и исключены бездарные дети стражей. Стражи – это привилегированный класс, правители, которые призваны реализовать предложения законодателя по вопросам образования, экономики, биологии и религии.
Образование делится на музыку и гимнастику, оно должно превратить юношей в благородных людей. Литература и музыка подвергаются строгой цензуре. Гомер и Гесиод должны быть запрещены потому, что боги в их произведениях иногда ведут себя недостойно и не могут служить примером молодежи; кроме того, некоторые фрагменты могут вызвать страх смерти, а у юношей должна быть мечта умереть в сражении; только рабство должно их страшить хуже смерти. Далее эти авторы прославляют богатые пиры и громкий смех, что может отбить охоту к умеренности. Не должно быть и рассказов, где дурные люди счастливы, а хорошие несчастны, они окажут на молодежь отрицательное моральное влияние. Платон принимает решение изгнать всех драматургов из идеального государства, так как нельзя допустить в пьесах какие-либо характеры, кроме безупречных мужчин героев, а это невозможно. Запретить следует, по мнению Платона, расслабляющую лидийскую и ионийскую музыку, оставив простую дорийскую для мужества и фригийскую для умеренности.
Государство следит за тем, чтобы суровой тренировкой тела и умеренностью в пище молодежи гарантировалось отменное здоровье.
В области экономики предполагается цель – счастье целого города, а не счастье одного класса. И богатство, и бедность вредны, поэтому не должно быть ни того, ни другого. Стражи должны иметь небольшие дома и есть простую пищу, жить как в лагере, обедать в общих столовых, не иметь частной собственности, кроме самого необходимого – личных вещей. Золото и серебро должны быть запрещены. В случае победы над противником в войне добычи не брать.
Вводится полное равенство женщин с мужчинами при помощи одинакового воспитания, образования и отношения к военному искусству. Брак будет радикально преобразован, женщины должны быть общими мужчинам, ни одна не должна жить частно ни с одним. Пары будут подбираться по жребию, но при этом будут производиться манипуляции, по принципам евгеники, чтобы лучшие производители имели больше всего детей. Все дети будут отбираться у своих родителей, с тем, чтобы никогда не узнать, кто их родители. Детей с физическими недостатками и детей худших родителей будут скрывать в тайном и неизвестном месте. Детей, родившихся от союзов, не санкционированных государством, будут считать незаконными. Возраст материнства от двадцати до сорока лет, отцовства – от двадцати пяти до пятидесяти лет. Вне этого возраста общение между полами свободно, но принудителен аборт и детоубийство.
В государстве Платона ни один человек не знает, кто его законные родители, это гарантирует продвижение по карьерной лестнице не по протекции и не по наследству, а по способностям, о которых будет судить государство. Важной задачей правительства будет определение того, в чем состоит работа каждого человека.
В саду, посвященном полубогу Академу, Платон около 387 до н. э. в Афинах основал свою собственную философскую школу – Академию, которая стала центром античного идеализма.
Аристотель(384-322 гг. до н.э.) родился в городе Стагире, поэтому его иногда называют Стагиритом. Он был шепеляв в разговоре, ноги имел худые, а глаза маленькие, но был приметен одеждою, перстнями и прической. Детство он провел в столице Македонии – Пелле, где его отец Никомах был врачом и другом царя Аминты, отца Филиппа Македонского. Семья Аристотеля принадлежала к одной из ветвей рода Асклепидов, врачи из этого рода всегда обучали своих сыновей делать вскрытие трупов. Этот обычай коснулся самого Аристотеля лишь как легенда, потому что он не продолжил семейную традицию и не стал врачом. В возрасте 17 лет он осиротел и уехал в Афины к Платону учиться философии в его Академии, чему и посвятил 20 лет до самой смерти Платона в 347 году. Аристотель преклонялся перед своим старым учителем, который оставался вечно юным; он горячо любил его, что, однако, не мешало ему критиковать Платона, который понимал плодотворность критики и говорил: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать».[45] Он был любимым и самым преданным учеником Платона, поскольку подходил к его теории не буквально, а творчески и, опираясь на идеи Платона, сделал огромный шаг вперед. Именно Аристотелю приписывают знаменитое изречение: «Платон мне друг, но истина дороже».
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1930;