1 страница. Идеология права государству или идеология государства праву?

Идеология права государству или идеология государства праву? Н.М Казанцев Общественные науки и современность. 2010. № 1. С. 42-50. В статье рассматриваются критерии, по которым можно было бы определить связь идеологии, права и государства в конкретном обществе и государстве. Анализируются основы возникновения правового и партийного типов государства, соответствующих им идеологий, взаимодействие законодательства и права. Автор прослеживает развитие конституционной идеологии на примере российских конституций − дореволюционных, советских и современной.

· Качество целей А.И.Пригожин Общественные науки и современность. 2010. № 1. С. 114−125. В статье анализируются проблемы, связанные с выделением критерия процесса целеполагания. Автор полагает, что цели следует искать, опираясь на выявленные ценностные представления. Рассматривается соотношение категорий «цели» и «ценности», их особенности. Ставится проблема роли «идеала» в процессе целеполагания. Дается классификация типов предпринимателей в соответствии с господствующими у них идеалами. Показана роль идеологем как прикладных ценностей. Окончание статьи – в следующем номере. (? и принятие решений)

· Суп из перочинного ножика Л.А.Аннинский Общественные науки и современность. 2008. № 6. С. 74-80. http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/19139307.html Либерализм, скомпрометировавший себя и превратившийся в последние годы почти в ругательство, остается весьма непопулярным даже среди творческой интеллигенции. Почему это происходит и попытался выяснить автор, воспользовавшись положением "стороннего наблюдателя". Он прибег к жанру, наиболее естественному для такого положения – заметкам на полях в сборнике "Либерализм: взгляд из литературы". Тем более, замечает автор, что поля - научные. (либерализм)

Право быть либералом Н.М.Плискевич Общественные науки и современность. 2008. № 6. С. 81-87. В беседе с доктором филологических наук, писателем В.Новиковым рассматривается широкий круг проблем мифологизации либерализма, типичных для представителей творческой элиты современной России. Ставится проблема самокритики либерализма как имманентной части его развития; в качестве таковой рассматривается статья Л.Аннинского, опубликованная в этом номере. Затрагиваются проблемы соотношения либерализма и государственничества, «свободы» и «воли» и т.п.

· Интеллигенция и антилиберальное мифотворчество Н.М.Плискевич, Д.Б.Дондурей Общественные науки и современность. 2008. № 6. С. 88-93. http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/19139268.html В данной беседе ставится вопрос о причинах двойственности отношения к либерализму в современной России. С одной стороны, на него списывают все беды постсоветского реформирования, с другой – Д.Медведев, еще будучи «преемником» позиционировался как приверженец ценностей свободы, и это преподносилось как его преимущество по сравнению с другими претендентами. Отмечается огромная проблема российского общества, в котором буржуазные реформы соседствуют с агрессивной пропагандой СМИ антилиберальной идеологии. (и соц. группы)

· Русский национализм: сравнительный анализ 1995 и 2003 годов К.О.Калинин Общественные науки и современность. 2008. № 3. С. 64-76. http://www.ecsocman.edu.ru/text/19127750/ Проанализировав посредством метода моделирования структурных уравнений данные общенациональных опросов по теме “национальная идентичность” (1995 и 2003 гг.), автор построил многофакторную модель современного национального самосознания русского большинства. Основной его вывод: строительство в России так называемой “управляемой демократии”, сублимируя имперскую идентичность русских, в действительности ослабляет их этническую сплоченность. В результате на общественном уровне имеет место развитие “имперского колониализма”, размывающего этничность, а на индивидуальном – этнокультурного национализма и ксенофобии как своеобразной защитной реакции. (идеологии)

· Зачем России две либеральные партии? М.И.Суханова Общественные науки и современность. 2007. № 6. С. 61-70. В статье на примере двух партий - СПС и ЯБЛОКО – рассматриваются две модели либерализма: экономическая и социальная. Автор показывает, что программы этих партий, несмотря на множество схожих положений, основанных на общих либеральных принципах, имеют в то же время серьезные отличия, воплощающие разные модели либеральной идеологии. Автор полагает, что соперничество разных моделей либерализма и представляющих их политических партий позволит разрешать эволюционным путем социальные противоречия и обеспечит России возможность дальнейшего развития. (? и партии)

· Душа нацистского почтальона С.М.Соловьев Пушкин. 2009. № 1. С. 56-60. Рецензия на книгу Ханны Арендт "Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме". http://www.ecsocman.edu.ru/text/33225709/ (скорее - тоталитаризм)

· Консерваторы XX века: Монография А.М.Руткевич Москва: Изд-во РУДН, 2006, 180 с. http://www.ecsocman.edu.ru/text/30151357/В монографии рассматриваются учения ведущих европейских кон­сервативных мыслителей. Наряду с философскими и социологическими концепциями, в книге анализируются политические доктрины и движе­ния первой половины XX века: «консервативная революция» в Веймар­ской Германии, «Французское действие» Ш. Морраса, послевоенный ли­беральный консерватизм Л. Штрауса, оказавшего заметное влияние на современный американский неоконсерватизм. Для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, фило­софов, политологов, социологов.

· ГУСЕВ Владимир Алексеевич КОНСЕРВАТИВНЫЕ ИДЕОЛОГИИ //Социологические исследования. - 1994. - № 11. – С. 129 – 135. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16882529/ Сложность и многогранность консервативной проблематики определяет необходимость выявить сходство различных идеологий, которые принято называть консервативными, и специфику каждой из них. Предпринимаемые в истории социально-политической мысли попытки идентификации и типологии консерватизма всякий раз наталкивались на чрезвычайно пестрый спектр консервативных идей и, соответственно, трудность их приведения к какому-либо общему знаменателю. При этом русский консерватизм не может не иметь глубоких, сущностных отличий от консерватизма западноевропейского. (обязательно)

· Либеральные ценности в сознании россиян И.М.Клямкин, Б.Г.Капустин ПОЛИС: Политические исследования. 1994. № 1. В состоящей из двух частей статье, написанной в соавторстве двумя авторитетными российскими политическими философами и социологами Борисом Гурьевичем Капустиным и Игорем Моисеевичем Клямкиным, проводится углубленный анализ жизненных ценностей россиян, основанный на данных широкомасштабного социологического исследования Фонда Общественное мнение. В первой части (1994, 1) показано, что базовые ценности либерализма, актуализированные в сознании различных элитных и массовых групп россиян, сосуществуют, зачастую, с традиционалистскими ценностями советского типа. Авторы обсуждают методологические основы типологизации массового сознания, особо дифференцируя либеральные и нелиберальные типы сознания. Во второй части (1994, 2) основное внимание авторов сосредотачивается на изучении того, каким содержанием, какими смыслами наполняют представители различных социальных групп те или иные ценности либерального типа, такие как свобода, равенство, терпимость, собственность, государство, справедливость.

· «Концепция Фрасимаха» и социально-политический опыт консерватизма В.И.Шамшурин Социологические исследования. 1994. № 5. С. 103-110. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18548052/ В статье рассмотрены историко-философские основы социально-политической науки современного консерватизма от Платона и Аристотеля до Э.Бёрка. Автор прослеживает в трудах философов разных эпох развитие понятия справедливости государственной власти, в частности, для различных форм правления (демократии, олигархии, тирании, аристократии). Фрасимах, пишет автор, в своем труде «Государство» выдвигает «железный закон олигархии», согласно которому в отношениях между властвующими и подвластными приоритет никогда не может быть отдан интересам последних, так как нет людей, которые находясь у власти, добровольно и на значительное время предпочли чужие интересы своим. Принцип деятельности власти в своих интересах возводится, по Фрасимаху, всегда и везде в ранг справедливого. Фрасимах объясняет, что властвование выставляется справедливым посредством отождествления справедливости с соблюдением норм. В статье «принцип Фрасимаха» рассмотрен в его эволюции и интерпретации относительно концепции консерватизма. Обращение к источникам основных положений «истинного» консерватизма, по мнению автора, дает материал для нового осмысления актуальных социально-политических проблем.

· Либерализм и российская идея В.Ф.Шаповалов Социологические исследования. 1996. № 2. С. 45-54. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16931548/ Либерализм исходит из признания ограниченных возможностей законотворчества для общественного прогресса. Закон задает лишь внешние рамки богатству проявлений общественной жизни. Позитивные же факторы коренятся в жизненной энергии общества. Однако творческий потенциал выявляется и реализуется лишь при наличии гражданской свободы. Поэтому в основе гражданского строя лежит уважение к личности. Дело в том, что носителями национально-государственной идеи могут быть только граждански свободные люди. И только они способны создавать адекватный духовный фон для жизни национально-государственной идеи.

· Будущее либеральной демократии в России И.И.Качановский Общественные науки и современность. 1995. № 2. С. 52-56. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18071545/ Перспективы установления в России стабильного, прочного, а, главное, подлинного либерально-демократического порядка зависят в первую очередь от изменения в сторону рационализации ценностей и приоритетов политических субъектов (как на уровне элитных групп и политизированных слоев населения, так и широких масс) и утверждения непререкаемой легитимности демократических процедур. Пока же в российском социуме, в том числе и его интеллектуальных слоях – интеллигенции, напротив, доминирует чувственно-харизматический тип мышления и соответствующие ему действия. Отсюда проистекает общая ориентация на авторитаризм (от ностальгии по советскому прошлому до «культа» чилийской или тайваньской модели модернизации), которая непропорционально увеличивает политический вес партий и организаций антидемократической направленности. (и транзит)

· Идейные истоки русского либерализма Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская Общественные науки и современность. 1993. № 3. С. 124-135. http://www.ecsocman.edu.ru/text/17028498/ Либеральная модель развития России описывается как одна из альтернатив будущего страны. Описывается его положение между реакционно-консервативным и революционно-демократическим движением. Истоки либерализма авторы видят в "просвещенном абсолютизме" Екатерины II., деятельности М.Сперанского и западничестве. В основу реформ предлагалось положить движение и самосознание гражданского общества. Характеризуются взгляды либералов по поводу государственности, конституционализма, крепостного права, позволяющие не преувеличивать его конструктивный потенциал.

· Идеологическая композиция экономических программ КПРФ, “Яблока” и “Единства” Е.Г.Новикова Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 94-114. В статье представлены результаты анализа экономических программ политических партий на предмет их идеологической окрашенности. В качестве аналитического инструмента использовалась “идеальная” типология из четырех идеологических систем: Консерватизма, Либерализма, Демократизма и Социализма. С ее помощью анализировались тексты экономических программ КПРФ, “Яблока” и “Единства”. В результате было показано, что на программном уровне идеологии воспроизводятся как “принципиальные” гибриды, оформляясь на основе взаимодействия и переплетения различных “чистых” идеологий. Кроме этого были выявлены характерные приемы, которые позволяют совмещать в рамках одного программного документа принципы соперничающих идеологий, избегая при этом явных противоречий. В заключительной части статьи внимание сосредоточено на различиях в идеологическом и лексическом содержании программ и на способах конструирования идеологем. (эту статью желательно найти)

· Консервативный либерализм и философско-социологическая методология «основного дуализма» П.Б. Струве О.Л.Гнатюк Социологические исследования. 1998. № 7. С. 17-33. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18751684/ Статья посвящена рассмотрению базовой категории антипозитивистской социологической концепции П. Струве – «основному дуализму», который он определял как раздвоение противоположных начал в форме системного взаимодействия в любой ценности и любом явлении. Дуализм и системный подход выдающегося русского ученого привели его к пониманию несводимости по определению социальных отношений к отношениям производственно-экономическим. Отсюда и вытекал важнейший, не утративший значимость, вывод о реальном историческом многообразии комбинаций общественного и хозяйственного устройства, порождающем диверсификацию конкретных типов социумов.

· Кризис ценностей и шансы российского либерализма Б.Г.Капустин ПОЛИС: Политические исследования. 1992. № 6. http://www.ecsocman.edu.ru/text/26540668/ СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО переживает глубокий кризис ценностей. Он порожден не самим по себе крахом господствовавшей ранее идеологии, не конкуренцией множества имеющих ныне хождение идеологем, а разрушением того поля смыслообразования, в котором все эти идеологемы могли бы стать чем-то большим, чем умственными упражнениями изолированных групп. Суть кризиса — "невписанность" любой возможной деятельности в какой-либо реально существующий или проектируемый строй исторического бытия, обессмысливание всяких человеческих усилий, если они не сводятся к элементарному выживанию. (? И модернизация)

· Лаплас бы вновь получил по заслугам… О.Ю.Мамедов Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. Т. 4. № 3. С. 5-6. http://www.ecsocman.edu.ru/text/19132875/ Эффективным является только рыночно-организованное производство. И если рынок включает в качестве фундаментального параметра такое свойство, как свобода (или - либерализм), то всё, что препятствует свободе производителя и продавца, с одной стороны, и свободе потребителя и покупателя, с другой, - всё это препятствует и эффективности нашего российского свободного рынка.

· Либерализм в России: перипетии и перспективы В.В.Согрин Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 13-23. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18337317/ Возврат либерализма как одной из ведущих мировых идеологий автор считает одним из сенсационных явлений истории России конца ХХ в. Но в дальнейшем влияние либерализма стало снижаться и сейчас он пребывает в состоянии глубокого кризиса. В статье анализируются причины этого явления. Начало укоренения либеральных принципов в России связывается с именем М.Горбачева. Рассматриваются два этапа его деятельности. Автор проводит различение двух понятий: “демократии” и “либерализма”. Анализируются уроки западного либерализма, воспринятые его российскими последователями. В России это вылилось в форму радикал-либерализма, социал-либерализма и национал-либерализма. Автор приходит к выводу: современное российское общество нельзя охарактеризовать как либеральное или демократическое, а тем более как либерально-демократическое.

· Либерализм и политика переходного периода в современной России А.В.Улюкаев Мир России. 1995. Т. 4. № 2. С. 3-35. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18810662/ Многие с ностальгией вспоминают времена, когда демократическое движение было единым и объединяло людей простыми и глубоко гуманистическими лозунгами. Увы, теперь демократы расколоты, их среда пополнила наше чиновничество лицами, склонными к привилегиям и коррупции, как и матерые бюрократы из прежней номенклатуры. В этих условиях демократические партии и движения предлагают альтернативные варианты экономической и социальной политики. Как правило, лидеры публикуют свои программные заявления и размышления в разных изданиях, журналах и газетах. Мы предпочли в одном и том же номере дать трибуну представителям разных течений демократического движения, близкому сотруднику Е.Т.Гайдара, одному из видных деятелей его правительства и члену руководства "Демократического выбора России" - А.В.Улюкаеву и сотруднику руководимого Г.А.Явлинским Эпицентра, ученому и публицисту А.Г.Макушкину. Каждый из них выражает собственную точку зрения. (? И модернизация)

· Либерализм и Просвещение Б.Г.Капустин Логос. 2005. № 3. С. 74-123. http://www.ecsocman.edu.ru/text/26086994/ Отношение между либерализмом и Просвещением представляется не только исторически изменчивым — его динамика в большой мере обусловливает трансформацию самих понятий «либерализм» и «Просвещение». Под «трансформацией» я имею в виду не изменение субъективных точек зрения исследователей на окончательно устоявшиеся факты истории, а продолжающуюся в нашей сегодняшней практике жизнь неких событий, начавшихся в прошлом. Именно продолжение их жизни нами, в наших конфликтах, победах и поражениях, трансформирует их реальное значение, и объяснение такой трансформации приходится искать в логике исторической практики, а не на уровне случайностей «точек зрения», произвольно переписывающих историю.

· Либеральное государство и универсализм культуры В.Ф.Шаповалов Социологические исследования. 1995. № 8. С. 107-115. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18912265/ Философское эссе о культурологических основах строительства либерального государства. Как считает автор, его устойчивость и стабильный характер развития зависят от опоры на определенные традиции культуры и нравственные ценности данного социума, а точнее – на универсальные императивы, предохраняющие его от хаоса и деструкции (ценность человеческой жизни, достойное существование личности, солидарность общества и государства, консенсус и др.). Российская культура такими универсалиями обладает, но если проводимые рыночные реформы не будут на них опираться, наше общество обретет не либеральный, а колониальный характер.

· Либеральное сознание в России Б.Г.Капустин Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 69-76. http://www.ecsocman.edu.ru/text/17428123/ Автор исходит из гипотезы, что либеральные ценности и ориентации играют в России политически значимую роль и имеют определенное распространение. Основанием развития либерального сознания в России, по мнению автора, служит неприятие советской социалистической действительности. В либеральной теории частная собственность является основанием свободы и достоинства человека постольку, поскольку она обеспечивает ему независимость и безопасность, позволяя быть самостоятельным субъектом моральной воли и политических действий. (Окончание статьи см. ОНС, 1994, №4.)

· Либеральные теории справедливости и политическая практика России Б.Н.Кашников Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004, 260 с. http://www.ecsocman.edu.ru/text/19151954/ Работа посвящена очень актуальной и мало исследованной в отечественной литературе проблеме – социальной справедливости. Автор знакомит читателя с основными положениями и концепциями современной теории справедливости и применяет эту теорию для анализа политических реалий России. Это книга о современном либерализме, который представлен как справедливая общественная система, постепенно утверждающаяся в России. Это книга о пути России, который представлен как постепенное обретение справедливого и свободного общественного устройства. Монография имеет междисциплинарный характер. Она предназначена для самого широкого круга читателей и студентов философских, политологических, экономических, социологических, юридических и исторических факультетов университетов. (И СОЛИДАРНОСТЬ)

· Мировоззренческий комментарий к экстремальному либерал-экономизму Ф.В.Шелов-Коведяев Общественные науки и современность. 2004. № 6. С. 80-85. Отталкиваясь от идей А.Илларионова, озвученных в ряде его выступлений, о благотворности для экономики России сокращения ее населения, автор критикует не только конкретные аспекты этих идей, но и в целом приведший к ним методологический подход. Такой подход определяется автором как либеральный сталинизм, истоки которого видятся ему в абсолютизации экономистами чисто экономических факторов бытия, игнорировании массы субъективных факторов, благодаря которым функционирование экономики может рассматриваться лишь как вторичная объективность. Предлагается свое видение перспектив демографического развития стран Запада под воздействием «новой экономики».

· Миф о социуме Е.Н.Репин, Н.А.Репина Общественные науки и современность. 1996. № 5. С. 28-33. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18751929/ В ситуации обострения интереса к проблеме социальной защиты авторы эссе предлагают подход к проблеме социума, наиболее крайний в рамках российского либерализма. Рассматривается взаимодействие категорий “рынок” и “социум”; с позиций либерализма предлагаются рецепты оздоровления социума. С тех же позиций рассматриваются и проблемы экономической науки, а также более широкого обществоведческого знания.

· Новый курс Ф.Д. Рузвельта: единство слова и дела В.В.Согрин Общественные науки и современность. 1991. № 3. С. 146-156. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18912953/ Основные причины успехов преобразований, поведенных тридцать вторым президентом США, автор текста убедительно связывает с их основным вектором. Реформы Рузвельта способствовали радикальному преобразованию классического капитализма на основе соединения его с процессом социализации – утверждения в качестве основополагающего принципа распределительной справедливости. Обновив либеральную доктрину посредством некоторой ее социал-демократизации, Рузвельт посредством грамотной социальной инженерии добился реальных достижений в практическом воплощении новых идей. Благодаря этому, американское общество, справившись с вызовом, брошенным ему марксизмом и не став при этом социалистическим, продемонстрировало всему миру ложность жесткой альтернативы “капитализм или социализм” и необходимость конвергенции их отдельных компонентов. (и солидарность, ? модернизация)

· Новый либерализм в России И.Н.Сиземская, Л.И.Новикова Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 132-140. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18469988/ Развитие либерализма как интеллектуальной традиции русской общественной мысли падает на 60-е – 80-е гг. Х1Х в. Однако начавшееся после отмены крепостного права развитие капитализма в стране повлияло на либеральное движение: оно приобрело новую социальную базу и новое лицо. Появился новый – буржуазный – либерализм. Этот либерализм дал толчок развитию идей правового государства и “правового” социализма. Право отдельного индивида новые либералы рассматривают как “право - притязание” на труд, образование, медицинское обслуживание и т.д. Понятие правового, т.е. конституционного государства расширилось до границ, в рамках которых государственные функции предлагалось расценивать с точки зрения гражданско-правовых институтов, а направление развития последних связывалось с движением общества к “правовому” социализму.

· Новый либерализм для России: уроки западных дискуссий И.И.Петров Общественные науки и современность. 1996. № 5. С. 71-82. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18044509/ Подлинная свобода – сущность либеральной идеологии, должна быть обеспечена не только законодательно, но и экономически. Применительно к России издержка классического либерализма состоит, прежде всего, в недооценке материального обеспечения различных видов свобод. Это связанно, с одной стороны, с ориентацией на Чикагскую монетаристскую школу в теории и американскую экономику на практике, а с другой – с игнорированием позитивного опыта Германии, чей прогресс осуществлялся в рамках концепции социально ориентированного либерализма. Для нашей страны теперь особенно актуален синтез идей этого нового либерализма (экономический гуманизм, социальная безопасность) и парадигмы демократических преобразований, поскольку трудности реформирования морально оправданы, если оно осуществляется для улучшения качества жизни населения. (НЕОЛИБЕРАЛИЗМ)

· Номинант J.Meinstring Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. Т. 7. № 4. С. 157-158. http://www.ecsocman.edu.ru/text/27677323/ Предлагаемая вниманию читателя новелла была найдена в посмертных бумагах известного деятеля раннего американского институционализма Дж. Мэйнстринга (1894–1943), и сразу вызвала бурю споров. Одни полагали, что это — сатира на знаменитого экономиста-либерала предвоенных лет, другие — что это отражение сомнений самого Мэйнстринга. В новелле содержатся интересные для отечественного читателя зарисовки быта американских экономистов «эпохи просперити». Публикуется впервые. (интересно)

· Поучения из страны невыученных уроков А.В.Апполонов Пушкин. 2009. № 1. С. 81-84. http://www.ecsocman.edu.ru/text/33225454/ Рецензия на книгу Л. Харрисона "Главная истина либерализма".

· Различные виды либерализма Б.Чичерин Общественные науки и современность. 1993. № 3. С. 115-123. http://www.ecsocman.edu.ru/text/17031868/ В статье выявляется связь идей либерализма, свободы и гуманизма. Вместе с тем автор протестует против насильственных методов и нетерпимости, которые часто сопровождают борьбу за свободу. Им выделяются такие виды либерализма как либерализм уличный, провозглашающий своеволие и нетерпимый к авторитету, либерализм оппозиционный, понимающий свободу с чисто отрицательной стороны и не признающий объективности истории, и, наконец, охранительный либерализм, умеренный и серьезный, осознающий связь свободы и власти, нравственности и закона, прав и обязанностей граждан.

· Российский либерализм перед лицом кризиса А.С.Ахиезер Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 12-21. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16549705/ На исходе первого года глубоких реформ А.Ахиезер на основе своей теории, изложенной в монографии ”Россия: критика исторического опыта”, рассматривает вопросы современного развития либерализма в России. Отмечается двусмысленность положения либерализма в России как некоторой формы активности духовной элиты, не воспринимаемой народом, склонным к традиционным ценностям. Между этими двумя элементами образуется глубокий духовный раскол, несущий для общества опасность саморазрушения в случае резкой активизации одного из элементов духовной оппозиции. Специфику последних лет автор видит в диффузности распространения либерализма, его проникновении в разные политические течения. Анализируется проблема взаимодействия либералов с народной почвой. Смысл реформ видится в том, чтобы дать импульс обществу для движения из промежуточного, расколотого состояния к либеральной цивилизации, к превращению России в страну с массовой либеральной почвой. Однако реальную ситуацию начала 90-х гг. автор определяет как новый кризис либерализма, ибо под либеральными масками фактически мощно развиваются элементы традиционализма, такие как локализм, перехват более низкими слоями общественной иерархии монополии на дефицит и т.п. Причем кризис либерализма распространяется на сам метод решения проблем, стоящих перед реформаторами. Выход автор видит в том, чтобы либералы поднялись над ограниченностью освоения реальности и смогли превратить раскол гибридного (либерально-традиционалистского) в собственную, подлежащую разрешению проблему, т.е. перешли с уровня абстрактности на новый уровень конкретности освоения социокультурной реальности страны.

· Российский либерализм: судьбы и перспективы («Круглый стол») Общественные науки и современность. 2005. № 6. С. 80-89. «Круглый стол», состоявшийся на заседании фонда «Либеральная миссия» (президент – Е.Ясин), был приурочен к выходу книги «Российский либерализм: идеи и люди» (М.,2004). Участники (А.Кара-Мурза, И.Клямкин, В.Шелохаев, И.Стариков, И.Хакамада, М.Урнов, А.Вишневский, Л.Гозман и др.) в историческом и современном ключе рассматривают такие проблемы, как роль либерального просветительства в России, либеральное реформаторство в России, а также внутрилиберальная политика и партийное строительство в либеральном политическом спектре. В частности, участники рассуждают о месте и роли либеральной идеологии в истории отечественной общественной мысли, о том, является ли либерализм в России вечно проигрывающим, о необходимости связи либеральной идеологии с конкретными нуждами населения. Анализируются просчеты современных политиков либерального толка.

· Хрестоматия либерализма http://www.ecsocman.edu.ru/text/22513725/ или http://www.libertarium.ru/reader_liberalism (разные источники

· Явление синергетического либерализма (Размышления над книгой Л. и Р.Евстигнеевых) А.А.Минченко Общественные науки и современность. 2006. № 5. С. 63-74. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18917810/ Предмет размышлений автора – содержание книги Л. и Р. Евстигнеевых «Экономический рост: либеральная альтернатива» (М., 2005). Рассматриваются применяемые Евстигнеевыми принципы синергетического либерализма, Автор подчеркивает, что при таком подходе к экономическим реалиям обнаруживаются не только глобальные коммуникативные связи во всемирном экономическом пространстве, но и органическая вплетенность их в контекст мировой культуры, прежде всего европейской. Христианство как глубинная форма этой культуры оказывается естественным образом включенным в анализ, становится источником синергетической проблематики. Подробно исследуется синергетическая схема экономики, предложенная Евстигнеевыми. В ней на первый план выступают такие проблемы, как дилемма «финансовый капитал – государство», соотношение категорий «пространство» и «время» в анализе современного экономического роста, место банка капиталов в переходной экономике и т.д. Подчеркивается важность атмосферы доверия в современных экономических процессах.)








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2632;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.