3 страница. · Этнический статус идеологии в политике М.В.Савва ПОЛИС: Политические исследования
· Этнический статус идеологии в политике М.В.Савва ПОЛИС: Политические исследования. 1999. № 4. Ключевым понятием данной работы является понятие «этнический статус», которым определяется место индивида или группы в системе межэтнических отношений на личностном и групповом уровнях. Этностатусные представления, по мнению автора, в кризисные периоды общественного развития могут превращаться в этническую идеологию, легитимирующую права на власть от имени этнической группы и исключительные права на определенную территорию. На примере бывших союзных республик СССР и нацистской Германии показано как проявляет себя этническая идеология в политике, праве, экономике и даже в криминальной субкультуре. Основной вывод состоит в том, что этнические идеологии скорее консервативны по своей природе и могут быть использованы, прежде всего, для мобилизации общества.
· Попов Г.Г. Истмат актуален? (размышления над книгой Перри Андерсона «Переходы от античности к феодализму») // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2010. - Т. 8. - № 2. - С. 154-160. http://www.ecsocman.edu.ru/text/33225019/ Поскольку в 2000-е гг. увлечение либеральными идеями пошло на спад, настало время вспомнить и «старый добрый» марксизм. Речь идет, конечно, не столько о перечитывании работ марксистов столетней давности (хотя и у «древнего» Карла Маркса можно найти немало актуальных идей, плохо усвоенных в советские времена), сколько об открытии гораздо более молодого неомарксизма второй половины ХХ века.
· "Обновленная идеология": возможна ли она? В.Алтухов Общественные науки и современность. 1991. № 2. С. 20-31. В условиях кризиса "реального социализма" многие предлагали "отделить" научную составляющую марксизма от его идеологизированного применения, тоталитарного социализма. Автор статьи полагает, что такая стратегия недостаточно учитывает связи науки и идеологии. К.Маркс одновременно трактовал идеологию как "ложное сознание" и предлагал вариант "научной идеологии". В результате его учение превратилось в развернутую идеологию, и его невозможно "очистить" от идеологических наслоений, не затрагивая общетеоретических, методологических и социально-философских выводов. Преодоление односторонности идеологии рассматривается как признание равностинности идеалов индивидуализма и коллективизма, достижений капитализма и социализма. (и истоки)
· Архетипы сознания и реальность бытия Сергей Чешко Общественные науки и современность. 1992. № 6. С. 123-135. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18522340/ Автор считает, что поспешный отказ от марксизма поставил отечественных обществоведов в довольно глупое положение людей, неспособных отличить марксистскую методологию от марксистской идеологии. Будучи этнографом, автор доказывает свой тезис обращением к ситуации в отечественной этнологии, в частности к концепции В.Тишкова. Характерное для нее полное отрицание принципов исторического материализма: в трактовке соотношения случайности и закономерности, национального и этнического, в понимании процессов развития и адаптации, в оценке роли классов и государства в современном обществе. (и истоки)
· Был ли Ленин марксистом? Simon Clarke Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. № 3. С. 53-78. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18310201/ Имя Ленина как одного из основоположников теории «марксизма- ленинизма» тесно связывают с именем Маркса. Однако несмотря на то, что Ленин подчёркивал роль революционной теории, его вклад в развитие марксизма очень ограничен. Он обладал талантами непреклонного революционера (в народнических традициях Чернышевского), блестящего пропагандиста и политического организатора. Его вклад в революционную теорию состоял в модификации марксистской ортодоксии посредством включения в нее политических и организационных принципов револю ционного народничества на основе плехановского «диалектического материализма» — эта своеобразная интерпретация была для Ленина постоянной путеводной звездой. В своей статье я хочу показать, что Ленин никогда не порывал с теоретическими и политическими традициями русского народничества, а лишь придал плехановскому проекту слияния марксизма с инородным каркасом народничества законченный характер. (и истоки)
· Был ли Маркс против Монтескье? В.Митин Общественные науки и современность. 1993. № 4. С. 97-100. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16628030/ В статье анализирует аргументы А.Янова из его статьи, опубликованной в ОНС, 1992, № 1 и приходит к выводу о существовании связи между демократическими идеями Ш.Монтескье и К.Маркса. Хотя первый и был "изобретателем демократии", второй стремился преодолеть недостатки демократии, ставшие очевидными в середине XIX в., в частности, всевластие правительства. Он стремился соединить законодательную и исполнительную власти, внедрив принцип досрочного смещения любого правителя для того, чтобы поставить власть под больший контроль избирателей, усилить политическое воздействие рабочих за счет ограничения воздействия капиталистов. (и истоки)
· Вещественность формы капитала Дэви Думбадзе Пушкин. 2009. № 1. С. 88-91. http://www.ecsocman.edu.ru/text/33225476/ Рецензия на книгу Инго Эльбе "Маркс на Западе. Новое прочтение Маркса в ФРГ с 1965 г.". (и истоки)
· Второй круг марксизма С.Д.Некрасов Общественные науки и современность. 1991. № 1. С. 66-74. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18565292/ Автор полагает, что после теоретического разоблачения тоталитаризма неизбежен возврат к марксизму. Статья представляет собой попытку разобраться, будет это возвращение «регрессивной метаморфозой», или подлинным возрождением. Автор склоняется к выводу, что современный марксизм переживает этап прогрессивного развития в качестве «философии практики». (и истоки)
· Движущие силы и динамика исторического процесса Леонид Васильев Общественные науки и современность. 2006. № 6. С. 124-137. В статье видного российского историка осмысливаются и подвергаются критике основы марксистской теории социально-экономической формаций как исторической теории, основанной на представлении о саморазвитии производительных сил и классовой борьбе как движущей силе истории. Автор отстаивает точку зрения о закономерности и позитивной роли неравенства в жизни общества, о творческих силах человеческого интеллекта как основе общественного развития, о значении диффузии культурных достижений в истории. Рассматривается проблема условий проявления доминирующей роли народных масс и культурной элиты в развитии человечества. Поднимается вопрос о разнице между представлениями о социальных конфликтах (в том числе войнах) и "классовой борьбе" как двигателях истории. Обсуждаются проблемы роли Запада и Востока в истории и современном мире, перспективы развития человечества. Особое внимание уделяется проблемам возрастающей роли радикального ислама. (и истоки)
· Западный марксизм: социальный аспект Е.В.Осипова Социологические исследования. 1991. № 4. С. 111-122. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18795423/ Автор дает краткую характеристику отдельных течений и их видных представителей зарубежного марксизма. Отмечается, что в СССР представители «западного марксизма» были столь же неизвестны, как и зарубежные ученые иных направлений, ибо «западный марксизм» трактовался как оппортунистическое отклонение от «подлинного марксизма», разрабатываемого в нашей стране. В статье кратко излагаются взгляды таких мыслителей, как Д.Лукач, К.Корш, Л.Альтюссер и др. Показана их связь с другими важными направлениями западной общественной мысли. (и истоки)
· Интернет-архив Marxists.org http://www.marxists.org/russkij/index.htm Исключительная по полноте многоязычная справочно-информационная система по марксистской социальной теории, содержащая коллекцию ссылок, архив публикаций и большое количество справочных материалов по основным теоретикам и практикам марксизма. (и истоки)
· Ирония концепции социальной сущности человека К.Маркса Б.П.Борисов Краснодар, 2001 http://www.ecsocman.edu.ru/text/19296889/ Aннотация: Объектом исследования в диссертации является марксова концепция социальной сущности человека как ядро социальной философии мыслителя, развернутая в традиции исторического развития философии марксизма. Предметом - иронический аспект концепции социальной сущности человека К.Маркса. В работе автор определил момент отрицательно-иронического содержания в марксовой концепции социальной сущности человека, заключающийся в изучении предмета антистихийной природы под видимостью анализа сущностных социальных оснований человека-человечества. (и истоки)
· Конфликт на российском распутье А.В.Дмитриев Социологические исследования. 1993. № 9. С. 3-17. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16834916/ Автор полагает, что крушение догматического марксизма в нашей стране не должно восприниматься как свидетельство неэффективности марксизма вообще, в том числе и в исследованиях социальных конфликтов. В статье рассматриваются возможности, которые предоставляют для анализа современной российской ситуации и марксизм, и социальные теории других научных направлений (М.Вебера, Р.Мильхеса, Р.Дарендорфа, Р.Мертона, П.Бурдье и др). В результате автор приходит к заключению, что формирующийся в России тип общества нельзя отнести к капиталистическому, поскольку наряду с отношениями частной собственности в нем существует также монополия государства на значительный объем орудий и средств производства. Соответственно, идеологической основой общественного согласия автор считает концепцию многоукладной экономики при сильной государственной власти. (и истоки, ? и стратификация)
· Марксизм (из книги «Наша Европа») Чеслав Милош Путь. Международный философский журнал. 1993. № 4. С. 211-227. http://www.ecsocman.edu.ru/text/30259779/ (и истоки)
· Марксизм и утопия Кришан Кумар Общественные науки и современность. 1992. № 3. С. 125-135. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18913242/ Автор анализирует истоки и происхождение утопических взглядов, связывая их появление с периодами социальных кризисов, рассматривает их связь с действительностью, прослеживает сходство и различия между утопическим и революционным мышлением, первое из которых направлено на фиксирование идеала, а второе – на его достижение. Их размежевание произошло в конце XVIII в. и развивалось на протяжении XIX и XX вв. В ходе него возникла новая, компромиссная фигура утописта-реформатора, создателя утопической социальной теории. Именно социалистов-утопистов, а не марксистов, автор считает реалистами, способными оценить меру достижимости идеальной цели и трудности ее достижения. (и истоки)
· Марксизм после коммунизма Michael Burawoy Перев.: М.С.Добрякова (ориг.: Русский) Рубеж (альманах социальных исследований). 1999. № 13-14. С. 65-88. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18257816/ Доклад, прочитанный в октябре 1998 г. в Принстонском университете в связи со 130-летнем с момента опубликования "Манифеста коммунистической партии". (и истоки)
· Марксов проект общественного переустройства: философско-социологический контекст Ю.Д.Гранин Социологические исследования. 1991. № 6. С. 28-38. http://www.ecsocman.edu.ru/text/17236371/ Автор анализирует результаты коммунистического эксперимента как претворение в жизнь марксистской теории. Ставится вопрос: утопичен ли был прогноз Маркса? Рассматриваются проблемы становления марксистской теории, выделяются темы закрепления коммунистической идеи в социологии Маркса в связи с философией истории, принципа «внутреннего совершенства» социальной теории и проекта коммунизма. Автор считает, что, стремясь к универсальности, Маркс существенно спрямил и примитизировал исторический прогресс. Он рассуждает о принципах, которыми должен руководствоваться создатель социального проекта. (и истоки; ? и модернизация)
· Модели и метафоры в социологии К. Маркса Г.С.Баранов Социологические исследования. 1992. № 6. С. 128-142. http://www.ecsocman.edu.ru/text/17234682/ В статье рассматриваются основные социологические понятия и категории Маркса как когнитивно-метафорические модели, которые составляют каркас его теории: базис – надстройка, социальный организм, диалектика развития, историческая сцена, родовая сущность человека и др. Оригинальность марксовой социологической теории состоит в том, что она задумывалась как модель моделей, интегрированных в рамках единой теоретической конструкции. Однако отождествление подобных абстракций с социальной реальностью приводит к тому, что аналитические категории приобретают не свойственный им онтологический статус. Модельно-метафорический аппарат начинает без всякого на то основания восприниматься буквально – натуралистически. (и истоки)
· О тождестве противоположностей: к диалогике ницшеанства и марксизма в России З.Р.Жукоцкая, В.Д.Жукоцкий Общественные науки и современность. 2002. № 4. С. 125-144. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16931049/ Как это ни парадоксально, но ницшеанский дискурс со всей определенностью проявил себя в таком течении, как русский марксизм. Во многом остается загадкой: как возможен факт призвания Ницше на марксистское поприще? Что именно в ницшеанстве способно работать на социальное движение марксистской ориентации? Каков вообще социокультурный механизм соединения идейных противоположностей или просто идейных различий в нечто целое, находящееся в непрерывном внутреннем диалоге? Не претендуя на детальное историко-философское и культурологическое исследование, авторы статьи предлагают обозначить тезисы к такому исследованию.
· Социализм: взгляд из Германии начала XX века Р.П.Шпакова Социологические исследования. 1994. № 5. С. 111-116. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16404723/ В статье представлен анализ взглядов на социализм конкретных представителей академической науки (Ф.Теннис, М.Вебер, В.Зомбарт, Г. Шмоллер и др.) и социал-демократов (К.Каутский, Р.Люксембург, Э. Бернштейн) в период, когда марксизм был очень влиятелен в Германии, в начале ХХ века. Автор утверждает, вслед за К.Каутским, что «последовательный марксизм … предъявляет слишком много требований» к членам социал-демократической партии, большинство которых имело слабое представление о теории марксизма, и было ориентировано на «победный революционный взрыв». Установка социал-демократов (Р.Люксембург) на революционное насилие в соответствии с основной идеей социализма» исключала размышления о том, что же конкретно делать после того, как революция произойдет. Э.Бернштейн отнес социализм к идеологическому течению; для Ф.Тенниса социализм – это либеральная система, одухотворенная высокой моралью. Не избежали идеализации социализма члены Союза социальной политики Г.Шмллер, В.Зомбарт, А.Вагнер и др. Автор статьи прослеживает эволюцию взглядов М. Вебера, свидетеля революции в России, и констатирует его разочарование: «социализм – это всемирно-историческое заблуждение». (и истоки)
· Социалистическая ориентация: аномалия или естественная фаза мирового развития? А.В.Кива Общественные науки и современность. 1997. № 5. С. 15-25. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16404815/ Автор исходит из того, что в истории реализуется тот вариант развития, который имеет наибольшие шансы состояться, а потому закономерны как претворение в жизнь идеи социализма в ленинско-сталинском варианте, так и крушение системы реального социализма. Исторический анализ показывает, что Россия действительно “выстрадала” марксизм как теорию, сулившую удовлетворение иллюзорных ожиданий. При этом большевики, урбанизировав и индустриализировав страну, не уничтожили традиционного общества; вместе с тем они реализовали один из вариантов “догоняющего развития”, оказавшийся привлекательным и для ряда других стран. В целом, считает автор, к практике социализма как того, что изменило лицо планеты, нельзя подходить с сугубо негативистских позиций. В качестве примера положительного влияния приводится распад колониальной системы. Рассматривается проблема провозглашения социалистической ориентации многими развивающимися странами. Ставится вопрос, было ли это порождением марксистско-ленинской теории или диктовалось сугубо практическими утилитарными потребностями. (и модернизация)
· Экзистенциальный марксизм Мерло-Понти: взгляд Марка Постера // Журнал современной зарубежной философии "Хора". - 2008. - № 3. - С. 31-40. http://www.ecsocman.edu.ru/text/33442161/
· Добровольное рабство? Милости просим! Мария Сахарова Пушкин. 2009. № 1. С. 77-80. http://www.ecsocman.edu.ru/text/33225665/ Рецензия на книгу Роберта Нозика "Анархия, государство и утопия". (неолиберализм или либертарианство)
· Об истории мистического анархизма в России В.В.Налимов Путь. Международный философский журнал. 1993. № 3. С. 194-216. http://www.ecsocman.edu.ru/text/30658418/ В России развитие мистического анархизма или, как еще иногда говорили, мистического акратизма, связано прежде всего с именем профессора Аполлона Андреевича Карелина (1863-1926) [1], [2]. В 1917 г. он вернулся в Россию после многолетней вынужденной эмиграции (в Париже). Известный американский историк анархизма Аврич [3] называет Карелина советским анархистом, поскольку он в течение ряда лет возглавлял небольшую группу анархистов ВЦИКа. Это была «группа наблюдателей» в верховном органе власти. Задачей группы была гуманизация всего происходящего, борьба против смертной казни и террора вообще.
· Рецензия на книгу: Малахов В. Понаехали тут…: Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 200 с. В.В.Галиндабаева Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 1. С. 202-207. http://www.ecsocman.edu.ru/text/29993153/
· Законодательство истины, или заметки о характерных чертах отечественного дискурса о нации и национализме Б.Г.Капустин Логос. 2007. № 1. С. 103-137. http://www.ecsocman.edu.ru/text/26086987/ Мою задачу я и вижу в том, чтобы, во-первых, выявить идеологические и методологические сходства в позициях российских авторов, пишущих о нациях и национализме, во-вторых, раскрыть то, как они отражаются содержательно. Во второй части заметок я позволю себе сделать отдельные содержательные выводы в отношении понятий нации и национализма, которые, на мой взгляд, напрашиваются из изложенной в первой части критики.
· Р.Брубейкер Мифы и заблуждения в изучении национализма. Часть 1. http://ee-history.alfamoon.com/index.php?module=articles&act=show&c=3&id=64
· Расизм, национализм и биополитика в курсе лекций М. Фуко "Нужно защищать общество" М.Келли Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2008. № 1. С. 88-103. http://www.ecsocman.edu.ru/text/32243582/ В 2003 году в английском переводе вышел курс лекций Мишеля Фуко, прочитанный им в 1976 г. в Коллеж де Франс. Курс «Нужно защищать общество» содержит много интересного для изучающих Фуко, однако эта статья сосредотачивается лишь на финальной лекции, которая, в отличие от других, излагающих историю понимания войны обществом и политикой, переносит эту историю в настоящее, показывая, как она работала в ХХ веке. В центре нашего внимания – феномен «государственного расизма» . И хотя заключительная лекция была напечатана на французском языке в «Les Temps Modernes» уже в 1991 году, потенциальную возможность использования содержащейся в ней концепции расизма, явно упустили из вида . Единственной серьезной анг-лоязычной работой, посвященной этой лекции М. Фуко, можно назвать «Расу и Воспитание Желания» Лоры Энн Столер . Она также обращает внимание на то, что «никто не поднял» темы биополитического расизма, за-тронутой в лекции 1976 г. Первая часть настоящей статьи представляет собой осмысление концепции «государственного расизма» М. Фуко. Анализ Фуко сам по себе предварителен, экспериментален, его гипотезы не закончены, поэтому его никак нельзя назвать схемой, пригодной для объяснения политики. Однако вторая часть этой статьи представля-ет принципиально новую интерпретацию заключительной лекции М. Фуко 1976 г., описывающую современную геополитическую ситуацию. В рамках основной концепции биополитического общества и государственного расизма М. Фуко я анализирую ситуацию в Австралии, где сегодня заметен переход от этнического государст-венного расизма к национализму, который ссылается на национальные экономические и демографические инте-ресы. Затем я обращаюсь к ситуации в США и их внешней политике, доказывая, что «война с терроризмом» является биополитической войной и работает согласно логике биополитических тенденций, в рамках которой все делятся на тех, кто за Америку (добро), и тех, кто против нее (зло).
· Этническая идентификация русских, или искушение национализмом О.Д.Волкогонова, И.В.Татаренко Мир России. 2001. Т. 10. № 2. С. 149-166. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18933805/ Статья представляет собой попытку осмысления процесса этнической идентификации и его особенностей в современной России (на примере русского этноса). В неустойчивой ситуации «переходного общества» этническая принадлежность является способом вновь ощутить себя частью некоего социального целого, найти психологическую поддержку в традиции. В связи с этим не случайным представляется повышенное внимание к этнической идентификации и выдвигается тезис, что включение себя в тот или иной этнос зависит от принятия индивидом мифологических по своей природе посылок и оснований.
· Угасание национализма в Западной Европе Matey Dogan Социологические исследования. 1993. № 3. С. 86-98. Автор статьи – французский политолог и социолог, директор Национального Центра Научных Исследований в Париже, профессор политологии Калифорнийского Университета. Он задает вопрос: что означает упадок национализма в Западной Европе и по сравнению с каким периодом? Выделяются 5 признаков национализма и подробно рассматривается ситуация с каждым из них. Соответственно, выделены следующие темы: умеренная национальная гордость; низкий уровень доверия к армии; нежелание защищать свою страну – пораженчество; взаимное доверие между западноевропейскими странами; расцвет европейского самосознания.
· Национализм как фактор развития А.Миллер Общественные науки и современность. 1992. № 1. С. 124-132. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18551545/ В научной литературе выделяются два основных подхода осмысления национализма: концепция зависимого развития и концепция модернизации. Как считает автор, в рамках первой из них упомянутый феномен трактуется как выражение идеи национального освобождения, одновременно выполняющей функции психологической компенсации общества, осознающего свою отсталость. Исследование национализма в рамках этой парадигмы ведет к признанию его социально-политической девиацией. Более продуктивна модернизационная парадигма, рассматривающая национализм в качестве новой формы социальной организации, где нация (сообщество граждан) выступает коллективным носителем политического и государственного суверенитета, формулируя национальные интересы, которые обязаны отстаивать демократические власти.
· Пришествие национализма. Мифы нации и класса Эрнест Геллнер Путь. Международный философский журнал. 1992. № 1. С. 9-61. http://www.ecsocman.edu.ru/text/30658118/ Это теоретический очерк. Его цель — предложить общее, принципиальное объяснение тех масштабных сдвигов, которые произошли в жизни общества в XIX и XX столетиях в связи с появлением национализма.
· Национализм в СССР и восточной Европе Т.Исламов, А.Миллер Общественные науки и современность. 1991. № 1. С. 103-113. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18565236/ Размышления по поводу трех научных конференций на тему национально-политической ситуации в Советском Союзе и странах Восточной Европы, последовательно прошедших в мае 1990 г. в Нью-Йорке, Миннеаполисе и Ист-Лэнсинге (США). Стержневая тема дискуссий на всех этих форумах – воздействие этнического фактора на будущее СССР как единого государства и влияние возможного его разделения на стабильность в странах бывшего Варшавского договора. Участники обсуждения пришли к выводу, что после распада внешней советской империи фактором, объединяющим Центральную и Юго-Восточную Европу, выступает историко-культурная среда данного региона, ориентированная на Большую Европу, а идентичность послевоенного исторического опыта тамошних государств, насильственно от нее отделенных, стимулирует их стремление к восстановлению традиционных связей.
· Советский Союз: национализм и внешний мир А.Манугян, Р.Суни Общественные науки и современность. 1991. № 3. С. 105-118. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16891510/ С возникновением массовых национальных движений и тяготения советских республик к политическому суверенитету горбачевская перестройка перешла в неуправляемую конфронтацию союзного центра с этнической периферией. Направляемая сверху демократизация союзного пространства, столкнувшись с антиимпериалистической борьбой его нерусского населения, поставила под сомнение дееспособность СССР как государства. По мнению американских авторов статьи, помимо сугубо внутренних причин, из-за которых национальные движения стали единственным эффектным идеологическим и политическим выбором советских народов, перестроечный взрыв этнонационализма был отчасти обусловлен и фактором ирредентизма – наличием практически у всех больших и малых этносов юга Советского Союза многочисленных и сплоченных диаспор за его рубежами.
· Национализм, этничность, культура С.В.Лурье Общественные науки и современность. 1999. № 4. С. 101-111. http://www.ecsocman.edu.ru/text/17628427/ В статье анализируется национализм как политический проект (программа-мифологема) в его разновидностях, доминирующих на Западе (во французской и немецкой культурах) и на Востоке (в армянской и турецкой культурах). Анализируется структура национального мифа и его компонентов: образа “мы”, образа “покровителя”, образа “поля действия” и др. Рассматриваются различных формы этничности и национального самосознания, в том числе в период политического кризиса.
· Конструирование нового национализма финно-угров: конкуренция глобального и регионального Ю.П.Шабаев Мир России. 2004. Т. XIII. № 3. С. 48-70. http://www.ecsocman.edu.ru/text/19085512/ Статья посвящена рассмотрению политической эволюции национальных движений финно-угорских народов России. Автор сосредотачивает внимание не на процессе становления и функционирования этих движений, а на формировании их идеологических позиций, факторах и условиях способствовавших утверждению определенных политических установок и их содержательному анализу. При этом основное внимание сосредотачивается не на специфике деятельности отдельных этнополитических организаций, а на тех общих явлениях, которые характеризуют политическую эволюцию так называемого финно-угорского движения в целом. Автор обращает внимание на те новые политические, экономические и этнокультурные реалии, которые неизбежно ведут к необходимости пересмотра прежних идеологических конструкций и формированию новой архитектуры самих движений. Высказывается предположение, что неизбежен процесс фрагментации движений и локализации их политических целей и задач на уровне этнических сообществ более низкого таксономического порядка – субэтносов или этнографических групп. Это предположение основывается на том, что реальный эффект от деятельности национальных организаций и реальные выгоды можно получить лишь решая актуальные проблемы местных сообществ.
· Русский национализм как проблема российской общественности. Попытка философской проблематизации О.В.Кильдюшов Логос. 2006. № 2. С. 141-148. http://www.ecsocman.edu.ru/text/24993793/ В соответствии с этим старый «русский вопрос», вновь ставший столь Перед данными размышлениями поставлена не просто двойная, но и методически двойственная задача: 1) проблематизировать использование топоса «национализм» в российских общественно-политических дебатах последнего времени, особенно на фоне ряда громких происшествий, ставших «событиями» для либеральной общественности (т.е. здесь не рассматриваются теоретические достижения «профессиональных националистов», «патриотов» и т. д.); 2) спровоцировать квалифицированную дискуссию, в ходе которой участники пытаются не «победить» оппонента посредством публицистических или риторических приемов типа обличения его морального облика, а скорее стремятся прояснить довольно запутанную семантическую ситуацию вокруг современного русского национализма с целью коррекции сложившейся дискурсивной практики.
· Когда в истории появляется бог. Институциональная политика религиозного национализма Roger Friedland Социологические исследования. 2000. № 3. С. 90-93. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16362021/ Реферат статьи Р. Фридланда (источник: International Sociology. Stony Brook, NY., 1999, September, Vol. 14. No. 3. P. 301-320) выполнен Е. В. ЛИСОВСКОЙ. Автор исходит из того, что в конце XX века, по мере того, как проходит страх перед атеистическими государствами, человечество сталкивается с новой опасностью - государствами, вооруженными верой в их божественное предназначение. На горизонте вновь появляется древний призрак религиозного национализма. В статье , посвященной этому явлению, Р. Фридланд исследует ключевые, на его взгляд, моменты возникновения и развития этого движения. (? и тоталитаризм)
· Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика И.В.Малыгина Общественные науки и современность. 2004. № 1. С. 147-153. В статье акцентируется внимание на том, что термин “национализм” не редуцируется в социокультурном контексте к строгой логической форме, но подразумевает феномен, имеющий глубокое культурно-историческое содержание. На основе анализа различных подходов к осмыслению феномена национализма автор статьи интерпретирует его как историческую форму универсального социально-психологического процесса обеспечения этнокультурной консолидации общества. При этом обосновывается, что в каждой конкретно-исторической ситуации национализм актуализирует специфические основания, мотивацию, механизмы формирования и черты проявления этнокультурной идентичности. Размышляя об универсальных чертах русского этноментального опыта, автор статьи характеризует исторические и социокультурные условия формирования русского национализма, а также выявляет различные формы выражения этнокультурной идентичности, развитие которых стимулировалось данным процессом.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1070;