4 страница. · Патриотизм и национализм Общественные науки и современность
· Патриотизм и национализм Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 71-86. Представлены наиболее интересные материалы обсуждения темы на заседании фонда “Либеральная миссия”, где выступили 2 оппонирующих докладчика – Э.Паин и А.Попов. Среди участников обсуждения – Е.Ясин, А.Адамишин, С.Дубинин, В.Кувалдин, О.Лацис, С.Митрохин, В.Никонов, А.Пионтковский, В.Полтерович, М.Урнов и др. Помимо заявленной в названии темы основной обсуждаемой проблемой был лозунг “либеральной империи”. Анализировались причины успеха на выборах 2003 г. ЛДПР и Родины, обострения проявлений бытового национализма, активизации “национально патриотических” движений. Рассматривались проблемы федерализма и пути их демократического решения. Сопоставлялись “горизонтальные” и “вертикальные” концепции строительства государства, отмечались деэтнизаторская функция империй в истории и антилиберальная сущность сепаратизма, идеологичность самой темы дискуссии. Участники обсудили феномен СССР как империи, говорили о зарубежном опыте решения национальных проблем критически осмыслили лозунг “права наций на самоопределение” и т.д.
· Современный русский национализм: идейно-политическая классификация Валерий Соловей Общественные науки и современность. 1992. № 2. С. 119-129. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18925128/ Автор текста, рассматривая исследуемый феномен как проявление инстинкта этнической самозащиты русского народа и реакцию на политически ущербное положение России в составе СССР, предлагает следующую классификацию националистических течений: православно-монархическое; традиционно правое; имперско-националистическое; ведийское (неоязыческое); евразийское; младороссийское (национал-демократическое); субэтноцентрическое (казачье). Показано, что защитный характер национального движения русских не исключает наличия в нем нежелательных радикальных, экстремистских и неонацистских тенденций. Делается вывод, что хотя политическая самореализация русского национализма во всей полноте маловероятна, в обозримом будущем данное направление может рассчитывать, как минимум, на соучастие во власти.
· Заметки о понятиях "национализм" и "патриотизм" М.Ю.Мартынов Социологические исследования. 2009. № 11. С. 138-141. http://www.ecsocman.edu.ru/text/27487037/ Рассматриваются некоторые дискуссионные интерпретации понятия "национализм " и "патриотизм ". На материалах конкретного исследования показан рост националистических настроений в молодежной среде. Обращается внимание на негативную роль современных искажений отечественной истории.
· Критика Готской програмы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Изд. 2-ое, т. 19, стр. 932. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18257806/ Карл Маркс Работа К. Маркса "Критика Готской программы", представляющая собой важнейший вклад в развитие коренных вопросов теории научного коммунизма и образец непримиримой борьбы против оппортунизма, была написана в апреле - начале мая 1875 г. и отправлена руководству эйзэнахской партии (в адрес В. Бракке) 5 мая 1875 г. В работе содержался критический разбор проекта программы будущей объединенной социал-демократической партии, подготовленный к объединительному съезду в Готе.
Впервые "Критика Готской программы" была опубликована в 1891 г. Ф. Энгельсом вопреки сопротивлению оппортунистического руководства германской социал-демократии в теоретическом органе германской социал-демократии, в журнале "Die Neue Zeit" (Новое время, т. 1, 18) с предисловием Энгельса.
Как известно из письма Энгельса К. Каутскому от 23 февраля 1891 г. ему пришлось согласиться на смягчение некоторых наиболее резких мест при опубликовании Критики Готской программы. В настоящем издании документ печатается в точном соответствии с рукописью Маркса.
· Анализ социализма в творчестве В. Парето (работы 1898-1903 гг.) А.А.Зотов Социологические исследования. 2001. № 2. С. 108-116. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16404737/ В статье представлен анализ классиком итальянской социологии Вильфредо Парето феномена социализма, данный в публицистике 90-х годов и в книге «Социалистические системы» (1902-1903 гг.). Рассмотрен его подход к решению проблемы отношения объективного и субъективного: субъективное явление – это искаженный образ объективного явления. На этом основано выделение и раздельное рассмотрение социализма как «объективного явления» (реальные системы) и как «субъективного явления» (идеальные системы). В разделе, посвященном «реальным системам социализма» изучаются исторически конкретные государственные и общественные образования, в которых доминировала общественная (коллективная) формы собственности. Здесь представлены взятые Парето из истории ранние прототипы социалистических систем: от античной Спарты и сельских общин до экспериментов Оуэна и кооперативных обществ конца XIX века. В разделе, посвященном «идеальным системам» социализм анализируется преимущественно как социалистические доктрины, теории, идеалы, воззрения и убеждения.
Из других тем:
· № 1 – 2009 Сморгунов Л.В.Сравнительная политология в поисках новых методологических ориентаций: значат ли что-либо идеи для объяснения политики? С. 118 – 129. http://www.politstudies.ru/fulltext/2009/1/9.htm Статья раскрывает содержание одного из когнитивных методологических подходов, применяемых в современной сравнительной политологии, - конструктивизма. Исследуются основные концептуальные основы конструктивизма, его отличия от интерпретативного подхода и концепции «управленческого менталитета»; выявляются особенности его объяснительной стратегии; раскрывается применимость к сравнительным политическим исследованиям. Особое внимание уделяется месту и роли идей в объяснении политических процессов. (? и идеологии)
· Попова И. Судьба одной социологической парадигмы (К 120-летию со дня смерти К.Маркса) // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. - № 2. – С. 131-148. (? и идеологии)
· Бородянский Ю. О причинах и цене одного ошибочного предвидения (к 155-летию "Манифеста коммунистической партии" К.Маркса и Ф.Энгельса) // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. - № 2. – С. 207-211. (? и идеологии)
· К двухсотлетию Токвиля - социолога и политолога, либерала и консерватора В.Ф.Коломийцев Социологические исследования. 2005. № 10. С. 128-132. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18924986.html В статье представлены вехи интеллектуальной биографии А. Де Токвиля и рассмотрены истоки его интереса к изучению основ политической системы США и устоев американского общества. Показан его подход к анализу демократических ценностей и демократических институтов федеральной власти и местного самоуправления в Соединенных Штатах. Отмечается, что если во Франции в конце XVIII - первой половине XIX века часто разгорались острые социальные конфликты, то в США недовольные своим социальным положением элементы уходили на Запад на "свободные" земли. Отмечено, что французский исследователь в своей книге "Демократия в Америке" высоко оценивал реализованный в США механизм децентрализации и разделения властей, выделяя роль судебной системы, Верховного Суда и американской конституции в соблюдении прав граждан. Его также поразил развитый в американцах дух предприимчивости и инициативы, причем не только в деловых и коммерческих отношениях но и в общегражданских делах: "Американцы объединяются в комитеты для того, чтобы организовать производства, основывать школы, строить гостиницы, столовые, церковные здания, распространять книги, посылать миссионеров на другой край света...". Уже в XX веке Д. Белл пришел к тому же заключению, что и Токвиль: уникальность Америки заключается в том, что там гражданское общество изначально доминировало над государством. В отношении работы "Старый порядок и революция" автор обосновывает свое мнение, что в ней история Великой французской революции рассматривается Токвилем с консервативных позиций, что сближает этот труд с работами Берка и де Местра. (? и идеологии)
· Не пора ли позитивно переосмыслить полузабытую "теорию факторов"? Т.И.Ойзерман Социологические исследования. 2004. № 4. С. 3-14. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/16681908.html Автор, раскрывая особенности теории К. Маркса в историко-научном контексте эпохи (XIX век), как важнейший принцип учения основоположников марксизма выделяет детерминацию ими исторического процесса на основе решающей роли в нем способа производства. Вместе с тем, принцип детерминизма в работах Маркса и Энгельса не имел абсолютизированной формы, что аргументируется автором статьи рядом примеров. Так, в 1856 г. на основе обобщения опыта революции 1848 г. и изучения развития экономической жизни Маркс указывает на большее значение в буржуазном преобразовании технического прогресса. Ф. Энгельс в работах и письмах 80-х и начала 90-х гг. отмечал влияние на исход исторической борьбы различных элементов надстройки. Вывод автора на основе анализа теории марксизма в ее развитии: в своих исследованиях основоположники марксизма нередко отступали от однозначного понимания причинно-следственной связи между базисом и надстройкой (определяющая роль способа производства) и фактически склонялись к теории факторов. Этот вывод аргументирован примерами из интеллектуальной биографии Маркса и Энгельса и дополнен данными о развитии их положений последователями Маркса. Особое значение, по мнению автора, имели работы Г.В. Плеханова. В современном видении этой проблемы представляет интерес высказывание чл.-корр. РАН Г.Х. Шахназарова, который выступил против одностороннего толкования государства, политики и права лишь как надстроечных феноменов. Представлены также работы по этой тематики российского логика Д.В. Горского и зарубежных ученых, а также политических деятелей. (марксизм; ? и современные течения)
· От тезиса Бертрана Рассела к одиннадцатому тезису о Феербахе J.Newmyer Социологические исследования. 1994. № 2. С. 56-62. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18789607/ Автор текста размышляет о характере современного кризиса марксизма. По его мнению, он вызван не просто дискредитацией доктрины К. Маркса практикой социалистического переустройства в СССР и ряде других стран. Проблема в том, что даже самые продуманные философские идеи и социальные теории не могут гарантировать хороших результатов в повседневной жизни. Отношения между теорией и практикой включают в себя случайности, которые не в состоянии предвидеть ни философы, ни обществоведы. Поэтому любые идеалы, например, «свобода – равенство – братство» нигде не могут быть реализованы в полной мере.
· Попытка реабилитации скомпрометированной исследовательской программы В.Р.Евстигнеев Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 131-141. http://www.ecsocman.edu.ru/text/17293925/ Автор рассматривает судьбу марксизма, ставшего жертвой мифологизации, в ходе которой исторический метод был гиперболически развернут в качестве всеобщей идеологии всемирной истории. Отмечаются достоинства теории Маркса, ее этика, вписанная в контекст христианского миросозерцания. Выделяется такая черта марксизма, как отношение к социальному бытию как к имеющему смысл, выходящий за рамки эмпирического существования, обладающему трансцендентной целью. Отсюда – увлечение им классиками русской религиозной философии. Ставится вопрос о будущем марксизма в качестве одного из путей цивилизационного развития, как теории, наиболее последовательно развивающей концепцию трудовой теории стоимости. Приводятся рассуждения таких западных аналитиков, как П.Сраффа и Дж. Итон, об особенностях марксистской концепции, подчеркивается важность разрыва с выросшими на ее почве мифологемами в той или иной степени целенаправленно культивируемого массового сознания.
· Социология труда: был ли К.Маркс славянофилом? А.И.Кравченко Социологические исследования. 1996. № 1. С. 91-97. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18768428/ Автор, разумеется, ни в коей мере не «зачисляет» Маркса в реальные представители славянофильства. Дело в том, что Маркс, для автора, оказывается славянофилом лишь в сравнении с Лениным, поскольку, в отличие от последнего, признавал своеобразие исторического пути России. Модель структуры социалистического общества в статье рассматривается как общесоциологическая, тогда как концепции перехода к социализму имеют статус частносоциологических конструкций. Поэтому последние не могут не учитывать страновую специфику. Ленин попытался применить западноевропейскую концепцию к условиям России и тем совершил ошибку. О существовании письма Маркса к Засулич, в котором рассматривается специфически русский вариант перехода к коммунизму, Ленин, скорее всего, не знал.
· Тайна человека В.Л.Курабцев Общественные науки и современность. 1992. № 3. С. 152-154. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18913221/ Автор выступает против традиционного в марксизме рационалистического и объективистского понимания сущности человека. Автор перечисляет ряд факторов (бессознательные переживания, творчество, религиозное чувство etc.), которые, на его взгляд, дают основание определить сущность человека как нечто большее и объекта, и субъекта, а именно – тайну.
· Теория ассоциаций у Маркса S.Fish Общественные науки и современность. 1991. № 2. С. 96-104. Автор исследует отношение К.Маркса к свободной ассоциации как проявлению коллективистской, общественной сущности человека. Потребности человека рассматриваются мыслителем не как индивидуальные, а как проявления этой же сущности, а потому не могут быть противопоставлены общественному благу. В этом Маркс сближается с Ж.Ж.Руссо. На этой идее основана критика Марксом гражданского общества, как серы, где буржуа отстаивает свои частные интересы и которое объявляется поэтому сферой войны всех против всех. Путь к "постгражданскому обществу" – восстановление общины как свободной ассоциации. Это позволяет автору критиковать прямое выведение сталинизма из марксизма, так как разрушение свободных ассоциаций в условиях тоталитаризма прямо противостоит ассоцианистскому идеалу Маркса.
· Трагедия этики в марксизме – трагедия марксизма в этике М.Макаревич Общественные науки и современность. 1992. № 6. С. 136-143. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18522333/ Свою задачу автор видит в том, чтобы дать оценку прошедшего этапа развития этической мысли и выявить перспективные современные тенденции, но прежде всего – беспристрастно оценить значение марксистских идей в этике. В статье выделяются этапы развития этой науки от первоначальной нигилистической формы «в марксизме нет ни грамма этики». С точки зрения автора, задачей марксистской этики было воспитание «цельного человека», предельно враждебного проблематичности, то есть противоречивости социального и индивидуального, поэтому она была не приспособлена к решению конкретных вопросов морали.
· Маркс: эволюция социологической концепции насилия Т.И.Ойзерман Социологические исследования. 1994. № 5. С. 27-34. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18546362/ В статье анализируется эволюция взглядов Маркса и Энгельса, постулат о необходимости насилия для становления новой формы социальной организации жизни общества, поскольку он обобщает конкретные исторические факты. С методологических позиций прослеживается изменение воззрений на насильственную революцию как средства переустройства капиталистического общества. Автор утверждает, что, если на ранних этапах формирования своего мировосприятия Маркс и Энгельс считали насильственную революцию безусловной необходимостью, то, в дальнейшем, анализируя исторические перспективы, возникающие в ходе завершения буржуазно-демократических реформ, постепенно приходят к признанию возможности иного пути, мирного переустройства общества. (и идеология)
· Что такое «гражданское общество»? С. 27 – 42. Критика политической философии: Избранные эссе. Б.Г.Капустин Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2010, cерия "Университетская библиотека Александра Погорельского", 424 с. http://www.ecsocman.edu.ru/text/27632639/ В книге собраны статьи по актуальным вопросам политической теории, которые находятся в центре дискуссий отечественных и зарубежных философов и обществоведов. Автор книги предпринимает попытку переосмысления таких категорий политической философии, как гражданское общество, цивилизация, политическое насилие, революция, национализм. В историко-философских статьях сборника исследуются генезис и пути развития основных идейных течений современности, прежде всего — либерализма. Особое место занимает цикл эссе, посвященных теоретическим проблемам морали и моральному измерению политической жизни. (обязательно, и революция и либерализм)
· Просвещенный авторитаризм и независимость суда (Возрождение консервативной утопии) В.Б.Пастухов Общественные науки и современность. 2010. № 2. С. 14-31. Считая, что и о демократии, и о правовом государстве в современной России говорить пока не приходится, автор полагает, что в настоящее время реальным шагом на пути к их достижению является борьба за законность. Сегодня важнейшая проблема жизнеспособности власти – эрозия законности. Отмечается, что ее восстановление возможно и в рамках авторитарного государства. Однако реалии современной российской судебной власти пока не дают этого сделать: речь идет о кризисе правосудия в стране, который, по мнению автора, в последние годы только усугубляется, в том числе из-за ошибочных шагов власти. (режимы, ? и идеологии)
· Ленин В.И. Государство и революция. http://www.marxists.org/russkij/lenin/works/lenin007.htm (и революция, и ? марксизм)
·
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 850;